Статьи:

Профиль:

Динамическая обработка вокала, компрессия


После удаления шума и эквализации в самый раз заняться динамической обработкой вокала.

На этом этапе голос снова нуждается в коррекции своей динамики.

Вокалы обычно компрессируются, или лимитируются, или оставляются безо всякой динамической обработки.

Что нужно вокальному треку от компрессии? Это первый вопрос, который обязательно должен возникнуть в голове звукового инженера.  Есть два фактора, которые влияют на степень компрессии:

  • Стиль, инструментовка и темп песни
  • Квалификация солиста
Оглавление
Запись голоса и вокала
Обработка вокала после записи
Эвализация вокала
Динамическая обработка вокала
Панорамирование вокала

Понятное дело, в медленном блюзе с тремя инструментами плотнокомпресированный голос будет выглядеть неестественно. А в насыщенной аккомпанементом танцевальной песне детали пения  без компрессии наверняка потеряются.

Я уже писал о том, что чем выше квалификация певца, тем больше его динамический диапазон и тем больше его приходится сжимать.

Вот на  этих трех предложениях и строится ответ на вопрос, что нужно голосу от компрессии.

Классические технологические рекомендации по компрессии вокала просты:  используйте  быстрое время атаки – от 0,1 до 5 ms, период восстановления от 200 до 1000 ms (во избежание пампинга) и коэффициент компрессии от 3:1 и 7:1 на пороге, где будет около 6 dB  снижения  уровня сигнала в самых громких местах. Это показатели для мягкой компрессии, достаточной для сохранения слышимой динамики у среднестатистического вокалиста.  Чтобы больше сжать сигнал, манипулируйте порогом и степенью сжатия и параметром Makeup, пока не найдете «золотое сечение» между динамическим разбросом, уровнем громкости и требованием вашей композиции. Иногда рекомендуется делать различные установки компрессии для тех или иных частей песни.

Исключение: короткая атака  и время восстановления могут использоваться, чтобы создать  эффект хриплого голоса. Такую компрессию уже можно считать эффектом.

Для любителей  рэпа, могу привести следующий пример установки. Возьмите  компрессор с «твердым коленом», неплохо будет, если в нем будет присутствовать эмуляция лампы или же opto-режим. К слову сказать, первыми двумя достоинствами обладает компрессор из пакета Sonitus FX. Если ничего подходящего нет, можно после обработки прогнать трек через Antares Tube и получить небольшой дисторшн. Поставьте коэффициент компрессии порядка 8:1,  регулируя порог так, чтобы довести до 10-12 dB снижения уровня  на пиках. Стандартная быстрая атака и время восстановления от 200ms.

Треки бэк-вокала, требуют, как правило, более серьезной компрессии, что может быть достигнуто снижением порога и увеличением ее степени.

Другое  вокальное  ухищрение в процессе динамической обработки скопировано из метода «невидимой компрессии». Сделайте дубль вокального трека, один из которых подвергните крепкой компрессии    и смикшируйте их вместе отрегулировав громкость дубля.  В итоговом треке  сохранится  оригинальный динамический диапазон, а тихие места   выделятся сильнее.

Какой компрессор лучше для вокала? Если вы счастливый обладатель лампового прибора со стоимостью небольшого автомобиля, такого как Fairchild 660, – обрабатывайте только в нем. А в софтовых процессорах хороших результатов можно добиться не только при помощи продуктов от Waves и Voxengo.

Лично для меня, первым в очереди стоит Waves RVox. Несмотря на автоматику в выборе времени атаки и восстановления, компрессор очень мягок и чист в финальном звуке. Даже не буду расхваливать далее.

Второй, специализированный в этой области плагин,  принадлежит «перу» вышупомянотого Алексея Ванеева. Это – Voxengo Voxformer, который позиционируется разработчиком как полнофункциональное оборудование для вокального трека. Подобно Waves RVox, Voxengo Voxformer является своеобразным «полуавтоматом» для обработки голосового материала, в том смысле, что у имеющихся на «борту» двух компрессоров нет привычных регуляторов Ratio,  Attack,  Release Time и Make-up — все это  автоматически  устанавливается фирменным алгоритмом компрессии. Такая же «автоматика» стоит  на блоках деэссера (как исключение, имеет регулятор  Ratio) и гейта. В этом же «флаконе» у плагина имеется кроссовер с двумя вариантами фильтра, модуль насыщения, Presence модуль и 4-х полосный эквалайзер с изменяемыми характеристиками (low-shelf, high-shelf, low-pass или high-pass).

Процедура компрессирования максимально приближена к качеству обработки на «железных», точнее ламповых устройствах, — Voxengo Voxformer умеет делать так называемое асимметричное компрессирование, в котором положительная фаза сигнала обрабатывается иначе, чем отрицательная его половина (или наоборот). Степень этого различия в плагине можно контролировать. Асимметричное компрессирование помогает избавиться от излишней агрессивности голоса и создает  характерный аналоговый «привкус».

Два компрессора могут работать в режимах подиапазонного компрессирования, либо включаются последовательно. В первом случае каждый из них трудится над своей половиной диапазона, разделенного кроссовером, во втором, их тандем можно охарактеризовать как своеобразный «тяни-толкай».

Путь прохождения сигнала в  Voxengo Voxformer может изменяться. Например, 4-х полосный эквалайзер можно поместить в начале или в конце обработки, а его опция PrePost включает фильтры low-pass и high-pass в режим Pre, а другие типы фильтров — в режим Post. Другая особенность имеется в роутинге блока Presence. Есть два варианта позиции этого модуля  в пути прохождения сигнала. В режиме Post,  блок  Presence будет обрабатывать сигнал после  кроссовера, компрессоров и деэссера и  смешивается с результатом их действия. В режиме Pre    аудиоматериал изменяется до того, как он придет на кроссовер или компрессоры, однако  смешивается  на той же самой стадии обработки, как и в режиме Post.  В применении такого роутинга имеется рациональное зерно:  пики изначального сигнала будут сохранены  для работы над ними в модуле Presence и результат, по идее, должен звучать  ярче и  динамичнее.

Устройство работает весьма и весьма достойно и есть веская причина, чтобы заявить Voxengo Voxformer как лидера среди подобных программных продуктов.

В большинстве случаев, компрессирование  вокала делается с использованием обычного полнодиапазонного компрессора. Это уже стало де-факто традицией и нормой.  Но появление в арсенале виртуальных студий многополосных устройств динамической обработки привело к новому витку в гонке компрессорных вооружений.

Многополосник дает голосу очень важное качество – прозрачность и «полетность», наряду с плотностью. Например, применяя  большую  компрессию в «верхах», он  может добавить «воздуха» и четкость для  мягкого голоса, а большая доля компрессии в «низах» добавляет вокалу силы. Но, одновременно, многополосный компрессор не может влиять на общую динамику в полной мере, так как это делает простой.   Многополосная компрессия иногда предпочтительна для голоса, особенно если вы хотите управлять некоторыми среднечастотными  пиками, которые могли бы  спрятать под собой   вышележащие частоты.

Таким образом, многополосник более важен для формирования тембра, с последующей   полномерной компрессией или лимитированием.   Научится работать с многополосным компрессором и просто и сложно, но самая главная проблема заключается в грамотном разделении  полос в кроссовере.  Проще руководствоваться  вышеприведенной таблицей частот и разделить его на части, ответственные за основные голосовые характеристики.

На собственном голосе я убедился, что LinMB неплохо «вытаскивает» скрытую хрипотцу, добавляет теплоты и близости. (см. рис.)

Untitled-25

На этом примере попробуем немного разобраться в принципах мультиполосного компрессирования голоса.
Как видно на рисунке, басы ограничены 130 Hz и Range, действие которого подобно отношению компрессии задвинут до -12 dB, чтобы дать пройти возможным басам без компрессии, атака увеличена до 34 ms.
Второй диапазон простирается от 130 до 667 Hz, бесспорно, я себе сильно льстил, выставив такую верхнюю точку. Поэтому, в этой полосе основных частот вокала, для мужского голоса больше 500 ставить нет смысла. Здесь время атаки и восстановления подчиняется классическим требованиям компрессии. А смысл в атрибутах для Gain и Range заключается в сужении динамического диапазона (сколько сжато — столько и поднято), правда это не совсем так, о чем вы убедитесь ниже.
Третий диапазон, от 667 до 2000 Hz я оставил небольшой компрессии, без компенсации потери в уровне амплитуды. Для моего голоса усиление этой полосы тотчас отзывалось носовым тембром.
Четвертый диапазон (2-9,11 kHz) , где я нашел себя похожим на Криса Реа (не поправляйте меня на «Ри». Когда-то, будучи в Англии, я старался объяснить продавцу компакт дисков, что хочу купить последний альбом Криса Ри, мне даже пришлось петь и практически плясать его знаменитую Road to Hell, после чего он мне сказал, что мне нужен Крис Реа) в его, уже упомянутой, Road to Hell. Этот диапазон является существенным для звонкости голоса и характерных обертонов.
Наконец последний, пятый, простирающийся до возможного слухового барьера, был поднят одним Range на 4 dB с целью придания «воздушности».
Чтобы понять, что происходит на самом деле в этом устройстве, давайте сделаем экскурс в многополосную идеологию от Waves.
Взгляды на компрессию со стороны Waves.
В классическом подходе к компрессии принято считать, что если вы устанавливаете очень низкий Threshold с любым Ratio, происходит сильное сокращения уровня сигнала высокого уровня, т.е. пиковых амплитуд.
Например, если отношение равно 3:1 и Threshold стоит на -60dB, процесс компрессии для сигналов громкостью под 0 dBfs сократит их уровень до -40dB. Подобный случай трудновообразим, ведь такой низкий Threshold будет необходим, если входной уровень также весьма низок. На практике, сжатие уровня сигнала больше чем -18dB, или увеличения уровня сигнала на +12dB встречается редко, особенно в многополосном компрессоре.
В своем многополосном компрессоре, команда из Waves не применяет стандартных регуляторов, вернее стандартные регуляторы заменены, и он не совсем так работает, как мы привыкли видеть в других, подобных процессорах. Начнем с Range и Threshold.
По мнению разработчиков, концепция Range и Threshold в LinMB, очень удобна для понимания и применения. Сначала вы определяете максимальное количество динамического изменения уровня сигнала, используя управление Range, а затем находите место, вокруг которого вы хотите изменять этот уровень сигнала, и эта точка в LinMB называется Threshold.
Значения этих регуляторов зависят от типа обработки, которую вы хотите сделать. Если Range отрицателен — уровень сигнала будет опускаться. Если Range положителен — уровень сигнала соответственно увеличивается. Логично и просто.
Дополнительная гибкость в управлении динамикой создается при изменении значения Range совместно с установленным значением Gain.
Но прежде, стоит разобрать стратегию разработчиков из Waves, разделяющих процесс компрессии на несколько уровней.
Пример компрессии высокого уровня разберем на стандартном компресоре C1 (в котором так же внедрена аналогичная концепция и рисунок взят из интерфейса этого плагина для лучшей визуализации процесса), здесь установлено отношение равное 1.5:1 и Threshold на -35 dB.

Untitled-25

Эквивалентной установкой в LinMB было бы: Range приблизительно на -9dB, а Gain — на 0 dB.
В принципе, обычная компрессия и называется в Waves «компрессией высокого уровня», потому что динамика компрессии резко изменяется в высоких уровнях. Вот как производитель точно описывает данную ситуацию для Lin MB: установите Threshold на значения между -24 dB и 0dB, а Range выведите до умеренного отрицательного значения, где-то между-3 и-9. Таким способом вы получите изменения уровня сигнала в «верхнем этаже» амплитуды входящего сигнала. Следовательно, LinMB работает как обычный компрессор в случае, когда Gain не принимает участия в процессе и установлен на 0 dB. Запомните эту особенность.
Следующая «компрессорная ситуация», называемая в терминологии Waves «расширением высокого уровня» (восходящий экспандер).
Восходящий экспандер в C1: имеет отношением 0.75:1, Threshold стоит на -35 dB.

Untitled-27

Эквивалентной установкой LinMB был бы Range приблизительно на +10 dB, это даже немного больше, чем, вероятно, вы будете когда-либо нуждаться в таком компрессорном расширении.
Чтобы сделать восходящий экспандер, что полезно для восстановления излишне «придавленной» динамики, просто измените установку Range на положительные значения, в радиусе +2 и +5 dB. Теперь, каждый раз, когда амплитуда «гуляет» вокруг Threshold или выше его, сигнал на выходе будет расширен вверх, с максимальным увеличением равным значению Range. Другими словами, если Range — +3 dB, то максимальное увеличение будет соответствовать 3 dB.
Спускаясь ниже по шкале, авторы LinMB предлагают понятие компрессии низкого уровня.
Здесь также привлекается к делу регулятор усиления на полосе Gain и его напарник Range.
Если вам интересно увеличение уровня мягких пассажей, а громкие вы хотите оставить нетронутыми, то такую компрессию Waves называет «компрессий низкого уровня». В этом случае установите порог достаточно низко, скажем на -40-60 dB. Выведите Range на небольшое отрицательное значение, где-то около -5dB и поставьте Gain на противоположное значение (+5dB).
Аудиоматериал вокруг и ниже значения Threshold будет компрессирован «вверх», максимально на 5 dB, и, сигнал с более высокой амплитудой, останется нетронутым, включая и повышения, и пики.
Таким образом, сигналы высоких уровней (то есть те, которые значительно выше Threshold), не будут иметь никакого изменения в своем уровне. Это происходит благодаря взаимной компенсации Range и Gain, установленных на противоположные значения. В то же время, около точки Threshold и ниже ее, Range становится постепенно бездействующим и поэтому теряет силу своего влияния на сигнал.
Посредством «силы» Gain, выраженной в dB, увеличивается сигнал низкого уровня. Вот что и происходит, согласно этой фирменной концепции «восходящей компрессии». Становится понятным, смысл Threshold, который определяет точку, откуда начинает работать это динамическое преобразование.
Поведение LinMB вы достаточно ясно можете видеть на его дисплее. Наблюдайте за желтой DynamicLine в момент слабого или сильного сигнала — ответ прибора проявится в положении результирующей кривой эквализации.
В этом многополосном процессоре компрессия низкого уровня очень удобна для создания динамического управления громкостью, что позволяет повысить низкочастотный и высокочастотный диапазоны только тогда, когда их уровни станут тихими для вашего аудиоматериала.
На рисунке желтая верхняя линия показывает компрессию низкого уровня (восходящую), полученную при отрицательном Range и равном по значению, но положительном Gain. Синяя линия показывает расширение на низком уровне (нисходящее), полученное, при положительном Range и равном, но отрицательном Gain.

Untitled-28

Многополосный компрессор может работать как шумоподавитель и, если вам необходимо отсечь часть фонового шума в каком-либо диапазоне (или диапазонах), то: установите Range на положительное значение, Gain в инверсии к Range, а Threshold на низкое значению (к примеру, на -60dB).
Подобно примеру выше, в высоких уровнях сохраняется полная динамика, увеличенная сначала на величину Range, а затем компенсированная, благодаря установке Gain.
В то время как вокруг и ниже Threshold, уменьшается динамически изменяющаяся степень влияния Range, начинает свою работу установленный отрицательный Gain, по сути, происходит процесс, который известен как гейтирование.
Вышеприведенные концепции в компрессии могут показаться не столько оригинальными, сколько странными и перевернутыми с ног на голову. Но, не забывайте, что LinMB предназначен для работы на этапе мастеринга, для вокальных преобразований, где сигнал не любит грубость и резкость по отношению к себе.
Еще несколько примеров в объяснении материала из рук самих разработчиков.
Как понять, что в шумоподавлении Range имеет положительное значение? Помните, что когда сигнал проходит Threshold, то Range становится «активным», а Threshold является промежуточной точкой (точкой перелома) Range. Так, установлен ли Range на +12dB или на -12dB, будет ли аудиосигнал на 6 dB выше или 3 dB ниже, Threshold — это то место где находится «колено» динамического изменения. Эта замысловатая концепция работы компрессора от Waves базируется на следующих принципах.
Если Range положителен, а Gain установлен на равное но, отрицательное значение, то вокруг Threshold и выше него уровень сигнала будет неизменным.
Ниже Threshold, Range не активен, а Gain (который отрицательный) «принимает» и уменьшает уровень сигнала того диапазона и дает нисходящее расширение.
Другой, кажущийся парадоксальным, пример применения компрессорной доктрины разработчиков — то, что компрессия низкого уровня требует отрицательного Range.
Снова запомните, если уровень аудиоматериала находится рядом с Threshold, то Range активен. И если мы устанавливаем Range на отрицательные значения, сигнал вокруг или выше Threshold будет уменьшен в уровне.
Еще одна хитрость: если мы устанавливаем Gain в противоположное значение Range, то все, что происходит намного выше Threshold не будет иметь никакого эффективного изменения, но все, что все значительно ниже порога будет поднято.
Снова вернемся к сравнению с C1, который имеет стандартные регулировки Ratio и Makeup и широко используется для восходящей компрессии.
LinMB трудится по тому же принципу компрессии, что и C1 (к слову, и Renaissance Compressor тоже входит в этот список). Эти модели позволяют линии компрессии возвращаться к отношению 1:1 (см. линию графического представления степени компрессии), в то время как уровень сигнала продолжает увеличиваться.

Untitled-29

В показанном графике, вы можете видеть эту картину. Параметры для данного графика таковы: Ratio равен 2:1, Threshold -40dB, а Makeup следует вывести до +12 dB.
На уровне -40 dB линия компрессии начинает немного изгибаться. Уровень на выходе приближается к серединной линии, и вы можете видеть, что приблизительно на -20 dB желтая линия полностью подходить назад к изолинии.
Таким образом, пики высокого уровня, между 0 и-10 dB не затрагиваются компрессором, сигнал между-10 и -40 dB компрессирован, а сигнал ниже -40 dB не компрессирован, но становится явно громче на выходе, по сравнению с входным сигналом. Такова компрессия низкого уровня, или «восходящая компрессия». Сложного тут ничего нет, вообразите, что бы произошло, если бы кривая компрессии не имела такого инвертированного S-образного изгиба. Был бы компрессор, как компрессор, без всяких заумностей.
Однако такая конфигурация линии, вернее, компрессия, очень полезна в деле и стоит на вооружении при записи классической музыки, хороша в мастеринге, а так же применяется в классическом радиовещании. Компрессия низкого уровня может мягко поднять тихие звуки, сохраняя все пики высокого уровня, не задевая громкие пассажи, иными словами идет сокращение динамического диапазона «снизу вверх», а не «сверху вниз».
Поняв сходство LinMB с C1 и Renaissance Compressor, в который раз повторю одно существенное отличие: Threshold определяет середину значения Range.
Поэтому, чтобы получить такую же кривую в LinMB, Threshold здесь должен был бы приблизительно на -25 dB, а Range на +15,5dB.
Образец компрессии, показанный здесь, введен с целью сделать этот процесс более очевидным, Выбранная линия с отношением 2:1 более наглядна на рисунке. В действительности же, компрессия низкого уровня, которая поднимает тихие участки до 5 dB, приблизительно эквивалентна отношению 1,24:1.
Разработчики рекомендуют подъем низкого уровня на 5dB, как удобный по нескольким причинам:
• подъема шумового этажа остается в приемлемом количестве для многих миксов;
• это органически приятно слушается на почти любом типе аудиоматериала, не только в классической музыке. Кстати, этот факт знают все опытные аудиоинженеры.
Для осознания компрессорной идеологии LinMB, рекомендую прочитать материал еще раз, он стоит этого. Если вы все поняли, то надеюсь, что сможете принять «к сердцу» фирменные разработки команды из Waves и применить их на своих миксах.

Автор текста: Лукьянченко Владимир

Вы должны быть залогинены для комментирования.