Статьи:

Профиль:

Обработка вокала после записи, удаление шума


Итак мы записали голос или вокал, теперь приступим к обработке вокала.

Первым делом, нужно удалить фоновый шум. Мероприятие, изначально требующее, чтобы в тракт его попало как можно меньше. Если в полной тишине студии ваши измерители уровня сигнала в «холостом» режиме показывают до -60 dB, то, вероятность плохой коммутации у вас мала. Однако этот фон может проявить себя с худшей стороны и от него нужно избавиться. Если большая часть фона – пробившаяся из наушников вокалиста фонограмма, уберите часть высоких частот из нее во время записи.
Я апробировал все шумодавящие программы, которые можно обнаружить по поиску с ключевыми словами «try before buy». На мой взгляд, из всего многообразия стоит выделить лишь встроенный в Adobe Audition Noise Reduction и VoxengoRedunoise из относительно молодого поколения программных процессоров российского разработчика Алексея Ванеева.
Работать с Noise Reduction из Adobe Audition довольно просто, дайте плагину несколько секунд вашего фонового шума, после анализа которого (Capture Profile) нужно подстроить график подавления тех или иных частотных полос и нажать OK. Авторы алгоритма шумоподавления, о котором в свое время писали Юрий и Роман Петелины, заявляют о том, что у них нет потерь в качестве исходного материала, если применять повышение с соотношением сигнал/шум не более 20 dB.

Оглавление
Запись голоса и вокала
Обработка вокала после записи
Эвализация вокала
Динамическая обработка вокала
Панорамирование вокала

Я бы не хотел повторяться описанием этого инструмента, сделанное другими. Вот пример моих установок для шумоподавления. (см. рис.)

Untitled-23

Я не хочу считать мой способ ноу-хау и навязать его, как высший пилотаж в борьбе с шумом. Но, те результаты, что я получал, были довольно хороши. Как видно, я увеличил для вокала размер FFT до 8192. В графике шумового профиля убрал все, что лежит ниже 100 Hz и выше 16,5 kHz. В Transition Width поставил 5 dB, что означает ширину перехода, вернее ухода полезного сигнала в зону шума, который удаляется. Сравнивая увеличенное изображение аудиоматериала «до» и «после», прослушивая голос на различной громкости, я не нашел критических различий, исходя из этого полагаю, что шумоподавление с применением подобной технологии выгодно отличается от результатов гейтирования. При всем том, соглашусь, что вопрос этот спорный. Основное преимущество гейта – это то, что он не трогает никоем образом тембровую форму голосового сигнала, но его недостаток, в том, что фоновый шум остается в «теле» вокала. Шумоподавители, как бы не был совершенен их алгоритм, меняют форму волны и, как бы это не было слышно – это факт. В профессиональных студиях, где принимаются серьезные меры по борьбе с фоновым шумом, могут пренебречь его незначительным содержанием и там достаточно одного гейта.
Следующая ступень в обработке удаление низкочастотных «попов» и высокочастотных «эссов». В англоязычной литературе это называется (транслитерируя) депопинг и деэссинг.
Когда поп-фильтр не помог избежать проникновения «попов» призовем на помощь специальные меры.
Если у вас имеется парк софтовых динамических процессоров, то, просмотрев их заводские настройки, вы убедитесь, что не у многих имеется пресет под названием De-popper. «Профессионально», этим занимаются компрессоры, имеющие Sidechain и, в качестве «общественной нагрузки», многополосные компрессоры. Конкретного устройства, освобождающего вокальный трек от этих артефактов нет.
На мой взгляд, удаление «попов» с помощью компрессии имеет определенные недостатки: во-первых приходится прогонять через компрессор как минимум всю фразу содержащую артефакт, во-вторых эквалайзер в Waves C1 не имеет достаточную крутизну фильтра, чтобы работать на низкочастотном отрезке, где прячутся «попы», в-третьих, компрессия меняет соотношение частот в низах, в-четвертых, компрессорное «депопирование» во многих случаях не эффективно.
Исходя из этого, я нашел, что оптимальным инструментом для ликвидации «попов» является FFT Filtr из родного набора плагинов Adobe Audition. (см. рис.)

Untitled-23

Удаление «попов» работа трудоемкая, прежде всего, необходимо найти место расположения артефакта. Для удостоверения частотной принадлежности стоит посмотреть его под «микроскопом»    спектрального анализатора, который покажет и полосу частот, где он находится и его границы в структуре вокальной волны. Далее нужно выделить эти границы, как правило, они достаточно четко выражены, и применить FFT Filter. В последнем имеется даже специальный пресет: Kill The Mic Rumble. Этот пресет нужно немного модернизировать, приблизительно так, как изображено на рисунке. Так как  FFT Filter работает на узком отрезке, а также благодаря функции Morph, которая делает возможным плавное перетекание из Initial Filter Graf в Final Filter Graf (на рисунке эти переключатели View Initial Filter Graf и View Final не поместились, а график показывает установку финального фильтра). Вы можете повторить не показанную установку начального графика, оставив его после нажатия кнопки Flat без изменений. После этого перейдите в окно Transition Curve (нажав эту кнопку) и нарисуйте трапецию, вершиной вверх. Теперь получится следующее. Когда вы будете выделять «поп», вы можете выбрать его с временным «запасом» в начале и  конце. Фильтр начнет работать не сразу, а согласно нарисованному вами графику в окне Transition Curve: сначала фрагмент претерпит относительно плавное преобразование нарисованное вами в Initial Filter Graf, а спустя некоторое время (график не имеет постоянного времени, а относителен к выделенному фрагменту), трансформация наберет полную силу финального фильтра, в конце процесс повторится наоборот. Может быть несколько сложно, но данные установки позволяют абсолютно незаметно вырезать «поп» сидящий даже в середине слова, а не вначале, где он имеет глупую привычку появляться. Иногда попадаются особо злобные «попы» упорно не реагирующие на фильтрацию, в таком случае следует финальный фильтр передвинуть выше, к 200 Hz.

Преимущества FFT Filter заключаются в «точечном бомбометании» по «попу», а недостаток – в кропотливой работе (когда она стоит этого) по нахождению артефакта.

С «эссами» разобраться немного легче, потому, что заботливые разработчики из команды Waves снабдили пользователей отличным прибором под названием RDeEsser. Считаю этот процессор наилучшим среди всего прочего софта. Но прежде чем вы включите его, советую посмотреть по спектроанализатору где лежит основная энергия «эссов» у вашего певца. То, что пишут о наличии этого артефакта в той или иной зоне, для мужчин, для женщин, не всегда соответствует действительности. Например, женским диапазоном считается  область 8 kHz, а у моей любимой певицы «эссы» почему-то упорно сидят с центром на 11  kHz.

Определив центральную частоту артефакта, поставьте в окошке Freq ее значение (центральную – потому, что на спектроанализаторе «эсс» «размазан» от и до какого-то значения, что хорошо визуализируется). Установите порог  порядка -35, -45 dB, поставьте на 0 dB Range, включите кнопку Side Chain и послушайте фильтрованный в режиме Band Pass сигнал, чтобы на слух удостоверится в правильности подбора частоты «эссов». Перейдя в режим Audio, опустите Range к – 10 dB, если результат вас не удовлетворит, уведите Range ниже, вплоть до -30 dB. Если на графике кривая слишком часто «прогибается», это значит, что прибор подхватывает этот диапазон не только в местах появления «эссов», поднимите, в таком случае, порог до нужного срабатывания. Когда  RDeEsser выхватывает слишком много частот в нужных местах, то вам покажется, что вокалист начал петь или говорить как Кирпич из фильма «Место встречи изменить нельзя». (Помните его: «Коселек, коселек, какой коселек…»). Тогда поднимите Range ближе к 0 dB. Я склоняюсь к мнению, что Mode нужно ставить в положение Wide Band, когда компрессор будет «давить» весь частотный диапазон сигнала, а не относительно узкую полосу, в которой находится артефакт.

Наряду с вездесущими «эссами», рано или поздно, вы можете  столкнуться с вокалистом, обладающим резким гортанным голосом.  У таких певцов работают голосовые связки, но звук не получает ничего из их  груди или анатомических  резонаторов. Нет, конечно, это все включено в схему звукоизвлечения, но певец берет преимущественно горлом. В таком случае, вопрос решается подключением боковой цепи в компрессоре. Прежде всего, необходимо идентифицировать полосу частот,  в которых сосредоточены горловые гармоники.  Как это сделать, описано в разделе, посвященном эквализации. Как правило, горловые частоты расположены в райне 2,5 -4 kHz и могут потребовать узкого Q. Если для «деэссинга» я остановился на специальном приборе, то здесь можно применить C1 Sidechain. Отношение компрессии обычно должно быть установлено на более умеренное значение чем то, что могло бы быть  для «деэссинга», порядка 4:1.  Включите кнопку Sidechain, в режиме эквалайзера поставьте Split и послушайте правильность выбора полосы горлового звука. Время атаки, способное незаметно входить в зону компрессии, приблизительно равно 50 ms  и время восстановления такое же.

Итого, убрав мешающие артефакты и избавив трек вокала от фонового шума можно приступать к его предварительной и творческой частотной коррекции.

Автор текста: Лукьянченко Владимир

Вы должны быть залогинены для комментирования.