Статьи:

Профиль:

Создание и обработка партии баса


Создание партии баса – одна из важных составных частей, и  не столько потому, что мне хочется в каждом разделе говорить о важности и актуальности предмета обсуждения, сколько, действительно, получить сочный, плотный и хорошо «читаемый» бас – это большое искусство. Сегодняшняя музыка имеет тенденцию к более яркому и прослушиваемому басу по сравнению с записями 20-ти  или 30-летней давности. Попробуем, хотя бы немного, разобраться в этом вопросе и помочь нашему басу.

Прежде всего, хочу убедить читателя, что лучший бас – бас,  сыгранный профессиональным басистом. Впрочем, подобное можно сказать и о гитаре, что лучшая гитарная партия – живая, сыгранная хорошим гитаристом, лучшая партия клавишных – сыгранная толковым пианистом и т.д.

Тем не менее,  будем пытаться сделать так, чтобы  слушатель не заподозрил, что в  песне звучит бас, который играл не компьютер под руководством человека, а запись сделана  в солидной студии. Я специально не буду обсуждать условия записи «живого» баса – как правило, источником звука которого является стандартная 4-х струнная бас-гитара. Отмечу только, что есть два варианта получения басового звука. Один из них – так называемый Direct Input, или, дословно, прямой выход. В этом случае, сигнал из  бас-гитары поступает прямо на вход записывающего устройства. Естественно, на пути у этого сигнала могут быть компрессор, эквалайзер и, разумеется, микшерский пульт. Другой вариант, предполагает такую же схему, только сигнал попадает в цепь усиления и звукоизвлечения,, именуемую среди профессиональных музыкантов басовым комбиком и, только лишь превратившись в акустическую волну, снятую микрофоном,  этот звук оказывается в записывающим устройстве.

Естественно, также можно  предположить, что опытные звуковые инженеры  комбинируют в записях оба метода как раздельно, так и совместно. Некоторые, особо искушенные экспериментаторы проделывают  эту процедуру записи через комбик и для синтезированных басов. Считается, что бас из синтезатора, снятый с комбика, обладает более плотным низом и  имеет меньшую долю  высоких (или лишних) частот.

Такие технологии записи, мне кажется, достаточно хорошо были освещены в отечественных периодических изданиях, так что более подробную информацию ищите там.

Если вы  записали партию баса в MIDI сообщениях, попробуйте найти «чувство» живого исполнителя. Многие аранжировщики советуют не производить квантизацию,  если это возможно, основой для такого совета служит факт того, что  плотный барабанный трек может скрыть эти   огрехи (это действительно так, но в таком случае нужно прибегать к помощи гейта).  Однако, это не должно быть правилом для сильных долей ритма, именно здесь старайтесь добиться синхронизации. Особенно это актуально для медленных темпов – от 100 ударов в минуту и ниже.

Я не сторонник тиражирования «интеллектуальной квантизации» — как шаблона для ритмических партий, поэтому применение этого метода  выгодно для тиражной музыки и малобюджетных проектов. Это мнение касается и «забивки» баса с помощью автоаккомпанемента. Считаю, никто не будет спорить, что  «самограечный» бас  введен в  рисунок только для поддержания гармонического  низа и ничего более. Хотя, с другой стороны, иногда можно попробовать менять гармонию, но оставлять рисунок баса прежним, такой прием характерен для некоторых стилей типа «транс».

Но  если вы решили применить чью–то запрограммированную секвенцию, иначе называемую Groove quantizing, пробуйте переместить бас на несколько миллисекунд (тиков) вперед или назад. Послушайте микс в таком варианте. Возможно, вы найдете, что тема будет звучать сочнее с оттянутым, запаздывающим басом.

Есть еще один способ попытаться выдумать рисунок баса – это копирование барабанной партии. Испытайте на сыгранность рисунок хай-хета и вновь созданного баса на его основе. Безусловно, копирование каждого удара ни к чему хорошему не приведет, но это может дать толчок вашей «забуксовавшей» музе.

Если вы решили, что в припеве песни партия баса стала скучна и однообразна, попытайтесь сгруппировать ноты на октаву выше в кульминационных точках.

Иногда полезно оставить ту или иную часть композиции вообще без баса, тогда часть песни, где он появится будет намного эффектней.

Если вы хотите подчеркнуть оживление ритма не только добавлением 16-х нот в партии барабана, укоротите длительность нот баса – этот прием также усилит чувство движения в песне.

Впрочем, такие  советы можно применить не только тогда, когда ваше воображение, как бас-гитариста зашло в тупик.

Компрессия баса.

Как и в случае с живыми барабанами, живой бас обязан быть компрессированным, дабы скрасить динамическое несовершенство игры. Бас, в «классической» студии по существу проходит три этапа компрессии: легкая компрессия — непосредственно при записи, более тяжелая – при микшировании и результирующая – при мастеринге. Так что жить басу в миксе очень не просто. В виртуальной студии, где бас может быть заменен на сэмплированный инструмент, первую стадию можно пропустить или поступить, как будет объяснено ниже.

Отыграть партию баса на клавиатуре для пианиста  проще, чем  набить ритм-трек (впрочем, с этим доводом кто-то может и поспорить). Громкости нот будут приблизительно в нужных границах и хороший клавишник вполне способен манипулировать колесом изменения тона и модуляцией, чтобы получить практически полную имитацию живого бас-гитариста. Поэтому, во многих случаях, MIDI-трек с басом можно просто прогнать через компрессор, даже не регулируя громкости нот по MIDI. С таким подходом мы одновременно убьем пару «зайцев», первый (учитывая возможность применения сэмплированного баса), ноты будут иметь разную силу нажатия и будут проигрываться разные сэмплы, второй – будет пройден классический путь баса в настоящей студии (опять, в случае применения хороших сэмплов), и последнее – наверняка многие записывают клавиатурный бас «вживую».

Общие рекомендации по компрессии: начните с отношением приблизительно 3:1 или 4:1 и временем восстановления порядка 200-250 ms, но, обратите внимание, — это время зависит от расстояния между отдельными нотами. Если  компрессор оснащен автоматической подстройкой временем атаки и восстановления, то можете смело доверить свой бас автоматике. Но помните, что автоматика не будет ставить за вас время атаки, когда вы захотите найти лучший звук  инструмента. Хотя, вероятность установки времени атаки между 10 и 50 ms уже давно исследована, так, что придерживайтесь этих цифр.  Наблюдайте за уровнем сокращения сигнала и снижайте порог до того места, где будет не более  -8dB редукции сигнала на самых громких нотах, если ваш бас не играет что-то сверхъестественное.  Только тогда, когда микс сильно насыщен инструментами, вам доведется искать другие пути и использовать собственные уши для определения места баса в композиции.

В частности, для стилей рода дэнс более приемлемо отношение компрессии 5:1,  с порогом при котором, для всех нот «давление» находилось бы в пределах 4- 6dB.  Атаку поставьте на уровень 10-15 ms, а  фазе восстановления достаточно около 250 ms.

Важный момент в компрессии баса, на который можно легко «попасть». Когда время атаки и особенно время восстановления проходят некоторый критический порог, то компрессор может начать отслеживать собственную волновую форму баса, то, понятное дело, ни  какой компрессии в такой ситуации быть не может. Помните об этом. Для рокового баса лучше применять компрессор с «твердым коленом».

Неплохие результаты можно получить, используя многополосный компрессор. Логика применения такого компрессора состоит в возможности сжать самый низкий диапазон и не трогать середину и средневысокочастотную область. Для прессования полосы «низов» можно использовать очень быструю атаку, но время восстановления не ставьте слишком коротким по причине указанной выше.

Стереообраз баса.

Панорамирование баса, вообще, процедура незамысловатая и подчиняется двум правилам: правило первое, он всегда в центре, правило второе, если вы планируете его сместить в какой-либо канал, то см. правило первое.

Центральное расположение баса в миксе, по утверждению многих ведущих инженеров записи и мастеринга  обязано эре винила. Полагаю, что  в то время находились любознательные, которые пытались  панорамировать бас  в один из каналов и, к своему удивлению, обнаружили, что громкий басовый удар, записанный на одной из канавок пластинки, выбрасывает  иглу из дорожки. Вообще, в настоящее время, бас из центральной стереопозиции никто особо передвигать не собирается. Хотя… но об этом ниже…

Эквализация.

Не бойтесь пользоваться эквалайзером для выведения нужного вам звука, не пугайтесь  замысловатых кривых на вашем параграфическом эквалайзере, бас  это не вокал и он может вытерпеть любые (разумные) варианты  частотной настройки. Запомните, что вы ОБЯЗАНЫ пользоваться эквалайзером, впрочем, в который раз повторюсь, это касается не только баса.

Целесообразно записывать бас только в моно. Кстати говоря,  многие люди не подозревают, что их слух будет в затруднении идентифицировать источник звука ниже 200 Hz. Технически подкованные производители акустики подметили эту особенность человеческого организма и поэтому,  как правило, поставляется только  один сабвуфер в комплекте домашнего кинотеатра или системы 5.1.

Обратите внимание, что для умелой записи и звучания баса в общем миксе необходимо учитывать зоны частот инструментов, звучащих в этой полосе, о чем будет рассказано в соответствующих разделах. Особый конкурент у баса – это бас-барабан, и здесь я уделю внимание такому серьезному вопросу, как совместимость баса и бас-бочки. Но прежде разберем динамическую обработку баса и определим цели, которые нужно ставить перед этими приборами. Так же, как и в случае с треком ударных, мы не имеем особой нужды в разравнивании динамики трека баса,  несложно выровнять все ноты под одну гребенку в MIDI-диапазоне и бас готов.

Бас (гитара) – с точки зрения ритмического заполнения, вторая по значимости составляющая. Она требует тех частот, от которых избавляются в других инструментах. Так, 30-80 герц позволяют регулировать гул и разборчивость, а 100 герц отвечают за жёсткость звука. За чистоту звучания отвечает область в 800 герц.

Не следует особенно увлекаться подъемом низких частот на эквалайзере — это замутняет и понижает четкость звука, микс начинает «бубнеть». Полоса частот от 250 до 800 Hz, при избыточной плотности, способна «поссорится» с голосом, внимательно исследуйте это место и при необходимости подрежьте.

Поднятие 400 герц позволит ощущать бас при тихом прослушивании, а частотами в 1,2-1,6 килогерц регулируют атаку инструмента. Если вы работаете с записью «живого» баса, изменения вокруг 3 килогерц уменьшит звук касания пальцев о струны. Если же у вас электронный бас, то на частоте 5-7 килогерц вы можете изменять его жёсткость.

Еще одна хитрость, имеющая рациональное зерно, вернее, типичная процедура – ликвидация низкочастотного «мусора» в диапазоне от 0 до 20-40 Hz (даже можно рекомендовать и до 50-60 Hz). Иными словами используйте эквалайзер для удаления этой полосы или значительного ее уменьшения. Акустически, действие такой обрезки мы вряд ли услышим, но в дальнейшем, на этапе мастеринга, неудаленный шум и рокот суб-низов может проявиться и стать явно слышимым. Второе «за» подрезки вплоть до 60 Hz — это ликвидация борьбы между бочкой и басом, а бочка, в таком случае, может иметь толику частот в этом месте.

Диапазон
20-40 Hz Лучше убрать полностью, есть смысл даже поднять «планку» до 50 или 60 Hz.
40-80 Hz Это не слышится, а больше чувствуется, наверное, стоит оставить для бас-бочки. Увеличение грозит спутанностью баса и выходу из строя динамиков будущего слушателя.
80-100 Hz Основной «вес» баса
100- 300 Hz Зона «теплоты» баса, но и зона возможных конфликтов с бас-барабаном и некоторыми инструментами.
500-1500 Hz Усиление атаки, с одновременным добавлением «коробчатости», может быть выгодно для безладовых басов.
2-5 kHz Усиление шума струн, пальцев, ладов.

Вот, пример готового решения для сэмплированого Fender баса. Пробуйте использовать два довольно узких диапазона, повысить  на 100 Hz и вырезать  на 140 Hz. Если бас остается слишком жирным,,  сокращая верхний диапазон вы может делать его менее гулким, не удаляя из него глубину,  которая сидит  около  100 Hz. Также, пробуйте повысить   область 1 kHz.

Синтетические басы.

Касательно синтетических басов, то они во многих синтезаторных модулях делаются слоеными, т.е. состоят из нескольких звуков. Ради удовлетворения любопытства, посмотрите состав басовых звуков в программном эмуляторе Korg Wavestetion. Вывод,  сделанный из ревизии этих звуков может быть таким: в случае, когда синтетический басовый тембр не удовлетворяет вас по глубине и настоящей басовой мощи, добавьте к нему вторым звуком обычную синусоидальную или треугольную волновую форму.

Если вы сочтете, что ваш бас слишком прост, как вышеупомянутая синусоида, добавьте к нему тембр богатый гармониками. Единственное, не забудьте синхронизировать все составные части по огибающей ADSR. Иными словами, оба звука должны иметь идентичную атаку, спад, сустейн и релиз.

Вдаваясь в дальнейшие подробности построения собственного баса в каком-либо софтовом синтезаторе, можно начать с формой волны, которая имеет множество гармоник, подобно прямоугольной  или пилообразной  конфигурации. Получится неубедительно на первый взгляд (или слух), теперь включите  фильтр низких частот, подрежьте  верхние гармоники, которые на ваш слух излишни.

Гармонически богатые звуки всегда кажутся  громче, чем чистые тоны,  но при всем при том богатстве, они съедают часть частотного объема, необходимого другим инструментам. По этой причине  иногда лучше сохранить высокие гармоники только в  периоде атаки баса. Имеется вариация от вышеописанных действий, когда из двух составляющих будущий бас звуков, один настроен на октаву выше. Практически все «умные» синтезаторы, и железные, и программные могут регулировать частотный срез относительно огибающей звука, вам остается отрегулировать фильтр низких частот на  быстрое открытие после прохождения атаки ноты.

Последний совет в конструировании синтез-баса – это добавление к основному тону какого-либо перкуссивного удара, естественно клавишнозависимого (меняющего тон в зависимости от нажатой клавиши). Но здесь нужна точная настройка этих элементов, включающая игру на атаке и громкостной баланс между ними.

Ну, и не забудьте, немного, в пределах пары-тройки центов «подрасстроить» слагаемые в басе звуки, где-то так: один +3, второй -3.

Впрочем, это уже получилась общая рекомендация для любителей изобретать собственные звуки, — поприще, на котором некоторые музыканты могут  зарабатывать деньги.

В случае, если ваш бас все еще плохо «читаем» в миксе, станьте на хвост hi-pass фильтра и уводите бас  с точки 30 Hz  (которую вы наверняка уже полностью срезали до этого), постепенно подбираясь выше к 80 Hz. Иногда этот способ приносит «читабельность» басу.

Если хотите работать по стандартному алгоритму, запомните оптимальный способ коррекции баса:

  • Сначала обрежьте полностью низы до границы в 150 Hz
  • Затем  начинайте формировать   требуемый звук средней полосе
  • После получения чего-то, удовлетворяющего ваш слух, понемногу прибавляйте нижних частот от тех же 150 Hz, для получения плотной и сочной основы.

Это хороший алгоритм, весьма рекомендуемый многими компетентными звукорежиссерами.

Энергия баса.
Есть очень важный параметр – количество  энергии, распределенный по частотам. Считается, что для басового звука, обязано быть полезное количество энергии в глубоком басовом диапазоне от 40 до 80 Hz и диапазоне от 100 до 200 Hz.  Если звук, с частотой, например в 30 Hz может достаточно «плотно» воспроизводиться на студийных мониторах, то этот же звук будет бедным,  на автомобильном магнитофоне. Эту проблему призван решать алгоритм увеличения плотности баса в зависимости от частоты, известный как MaxxBass от Waves. Метод основан на психоакустическом свойстве человеческого восприятия звука. Как было сказано выше, динамики автомобильного магнитофона не могут воспроизвести низкий бас на полосе от 20 до 50-60 Hz. Если мы воспользуемся любезно предложенным алгоритмом от фирмы Waves, мы сможем получить гармоники основной частоты баса и простирающиеся в область от 100 до 400 Hz. Эту частоту динамики автомагнитолы уже воспроизводят, а наш слух способен «восстановить» исходный бас по этим частотам. Хотя этот подход к частотной коррекции  иногда становится причиной конфликта баса и других инструментов в средне-низком диапазоне, поэтому бас может потребовать более внимательного рассмотрения содержащихся в нем частот.

Напоминаю, что прослушивание баса отдельным звуком и коррекция его тона – это начальный этап в его «становлении». Бас должен выводится в контексте общего звука микса. Но и здесь важна поэтапность.

Первым делом складываем его с бас-бочкой. Процедура эта сложная, потому как не всегда удается довести до хорошей кондиции этих друзей — бочку и бас. Стандартов, как всегда, никаких нет, но послушайте «заокеанский» блюз и обратите внимание на симбиоз бочки и баса и вы убедитесь, что тамошние инженеры студий не зря протирают штаны за пультом.

Есть смысл пробовать добавить к басу небольших, скорее минимальных искажений, можно воспользоваться  AmpSim из стандартного  набора от Sonar, но это конечно не предел качества, потому, что в настоящее время имеется большой выбор эмуляторов лампового насыщения. Но снова имеется оговорка, касающаяся сэмплированных басов, которые могут быть записаны, после прохождения настоящего лампового комбика, поэтому к «живым» сэмплам требуется осторожный подход.

Эффекты для баса.

Эти предварительные рассуждения подводят нас к важному вопросу: какие эффекты показаны басу? Прежде всего, отметьте – никаких «широкомасштабных» стереофонических эффектов, иначе вы будете долго угадывать причину того, что бас, при всей его изначальной плотности и ударности не имеет силы в миксе, т.е. пространственные преобразования могут затронуть «тонкую фазовую душу» баса.

Если вы все-таки решитесь дать басу реверберации, то не используйте его в стерео. Либо переводите в моно-режим, либо минимизируйте ширину стерео-поля. Разумеется, время у ревербератора должно быть коротким или даже гейтированным. А посыл басового сигнала на ревербератор лучше пропустить через Hi-pass фильтр.

Несмотря на очевидные рекомендации по панорамированию баса строго по средней линии микса, тем не менее,    попробуйте пустить бас-гитару через качественный, чистый модуль задержки, распределив задержанный сигнал  в один канал до упора и исходный бас в другой. Время задержки поставьте  не ниже 10ms, но не выше 30 ms, так, время 15 ms дает широкий бас и  оставляет центральную позицию для бас-барабана и вокала. Не используйте  обратную связь и  проверьте бас на монсовместимость. Если возникают проблемы, уточните время задержки.

Флэнджер — эффективное преобразование для синтезированных басовых тембров,  добавляющее им интерес и движение и не  размазывающее их звук. Вы можете обработать фленджером и безладовый бас, если аранжировка идет в медленном темпе,  не слишком насыщена, а также в местах, где бас показывает свое лицо в сольной партии — пробуйте объединить  хорус и легкий ревербератор (типа Hall), — это даст теплое, глубокое чувство.

Особый «цвет» басу может дать расширение стереообраза в верхних частотах. Такая операция доступна через Multiband Stereo Imaging в Izotope Ozone.

Что еще можно сделать, если басовый звук, сам по себе удовлетворяет даже соседей, но все еще не достаточно громок относительно остальных инструментов? Я  не буду рекомендовать очевидные глупости подобно уменьшению уровня громкости всех инструментов. Я хочу, чтобы читающий эти строки запомнил основополагающий принцип в миксинге, гласящий о том, что воспринятая нашим ухом громкость зависит от:

  • гармонической структуры формы волны;
  • формы огибающей уровня данной  ноты;
  • любого динамического изменения гармонического содержания,  вызванного огибающей управляемого фильтра или другими эффектами.

Мы имеем возможность изменять  уровень басового звука, регулируя эти параметры по-отдельности или все вместе. В случае синтезируемых звуков, большая часть настроек может быть сделана на уровне тембра. А вот чтобы достигнуть подобного результата в звуках натуральной бас-гитары, нам нужно применять и компрессор и эквалайзер.

Огромные возможности кроются в применении динамического эквалайзера, несмотря на то, что дальнейшее обсуждение перспективы баса в миксе уходит уже в вотчину   мастеринга, сформулирую идею применения динамического эквалайзера. Это устройство способно приподнять уровень баса над миксом, хотя уже факт присутствия других инструментов указывает на возможное нарушение басом цифровой  границы 0 dB. Мы не должны допустить такого басового бесчинства и обязаны после  динамического эквалайзера поставить компрессор или лимитер, которые ограничат уровень баса к разумным  пределам.

К теме громкости баса в миксе относится и компрессия, о которой говорилось выше, но параметры с компрессора были даны усредненные. Теперь же наша задача сделать бас «потолще», этого можно достигнуть подъемом сустейн-фазы и компрессору нужно дать инструкцию: пропустить часть звуковой атаки, придавить оставшееся и поднять (при помощи Makeup) к нужному уровню. Так как Makeup будет поднимать весь сигнал, нам будет нужен и лимитер для «укрощения строптивого». Чем ниже вы опустите порог (при среднем отношении 4:1) тем выше вам придется поднимать Makeup, чем выше вы поднимите Makeup, тем больше будет возможной работы у лимитера, но это тоже зависит от его порога. Рисунок дает отчетливое представление о проделанной работе.

Untitled-1

Здесь, в цепи преобразований, первым был применен излюбленный компрессор С1 с порогом порядка -32 dB, атакой 50 ms, восстановлением 150 ms и степенью компрессии 7:1. «Роль» лимитера играл L1 Ultramaximizer+, где Threshold стоял на 0 dB, а Out Ceiling, с целью чистоты эксперимента, поставлен на максимальное значение пиков в оригинале – на -9 dB (Release остался на 1 ms) . В компрессоре пришлось достаточно сильно поднимать Makeup – до +20 dB. Попробуйте поднять его до +30 dB, возможно, результат вас впечатлит.
Другой, более простой путь, скорее предназначенный для синтезаторной музыки, должен дать мощный бас, если предварительно вычистить в нем все вышележащее 600 Hz. Добавьте совсем немного короткого ревербератора, wet-сигнал которого пропустите через легкий хорус. Звук баса притупится, но, возможно, это и будет желаемым результатом.

Автор текста: Лукьянченко Владимир.

Вы должны быть залогинены для комментирования.