Статьи:

Профиль:

Сведение треков композиции


Ознакомление с миксом

Прежде чем увлечься  сведением треков композиции сделайте следующее на вашем виртуальном или реальном пульте:

  • 1 Поставьте все  фейдеры в средние позиции (не на 0 dB, а именно в средние!)
  • 2 Если есть инструменты, которые плохо слышны – прибавьте их громкость, а громкие сделайте тише. Хотя этого в вашей цифровой студии быть не должно (см. уровни в миксинге ниже). основная задача на том этапе сделать так, что бы все треки играли приблизительно с одинаковой громкостью.
  • 3 Панорама может быть на этом этапе беспорядочной, только Бас, Бочку, рабочий и вокал – их оставить строго в центре!
  • 4 Отключите всю эквализацию и посылы на эффекты

*когда Вы начинаете работу над новым миксом, прежде чем засолировать индивидуальные инструменты и начать эквалиацию, компрессирование, и т.д., попробуйте сначала заставить песню великолепно звучать, используя лишь уровни громкости в треках и позиции их панорамирования. Этот подход в искусстве микширования   не только сосредоточит вас на общей картине микса, но и  поможет вам слышать то, что работает в нем, а что — нет. Например, вы можете обнаружить, что некоторые инструменты конкурируют в одном и том же  звуковом объеме. В таком случае,  переставьте их стереопозиции подальше друг от друга. Позже, вы можете дифференцировать их сильнее, применяя эквализацию или другие способы. Но пока, тем не менее, продолжайте работать, чтобы дать песне максимум смысла при этом манипулируя исключительно громкостью и панорамой.

Одна тайн в  качественном миксе состоит в знании, как выбрать и выделить среди других один или два инструментальных элемента, которые делают песню  более «устойчивой» (это выбор эстетический, и обычно имеет отношение к стилю, жанру музыки). Как только вы определяете такой элемент (или элементы), остальная часть микса может быть построена вокруг него. Другими словами, хороший микс  обычно «не демократичен» и  имеет тенденцию использовать инструментальную иерархию.

5 Просмотрите содержимое каждого трека, уберите длительные места где инструмент молчит (короткие тоже) – хороший способ избавится от шумов или других артефактов, способных довести до белого каления в поисках их источника, когда вы будете слушать все треки вместе. Иногда этакая операция чревата случайным удалением тихих и (или) коротких аудиофрагментов,  – будьте внимательны.

Найдите инструментальные пары (тройки) — кто с кем играет, и кто кого дополняет и от кого зависит – и начните  такой просмотр с ударных. Поиграйте с их панорамой и громкостью, ничего, если общую  громкость трека придется добавлять. Слушайте два, три, четыре трека, отключив остальные.

Смотрите инструменты, потенциально способные к частотному столкновению и отметьте их в памяти, а лучше на бумаге.

Пометьте участки динамического уменьшения и роста, если таковые соответствуют драматургии задуманного.

Определите направление песни, ее рисунок и продумайте, как построить этот рисунок ходе произведения. Иногда этот процесс похож на добавление исполнителем эмоций, характера к мертвым нотам при игре «с листа».

*Признаки любительского микса:

  • Относительно шумный и «безударный»
  • Звучит отдаленно и размыт по стереополю – результат бездумного применения реверберации и эффектов
  • Уровни инструментов «плавают»
  • Неумелое управление панорамой инструментов
  • Присутствуют проблемы согласования  фаз
  • Злоупотреблениес эффектами
  • Наличие артефактов в голосе («эс», «пп»)
  • Дисторшн (в том числе и цифровой), связанный с неумелой компрессией
  • Непоследовательные уровни в целом миксе или нет контраста между частями композиции
  • Плохой подбор тембров инструментов или звуки не соответствующие стилю песни
  • Плохое MIDI-программирование
  • Неудачная аранжировка

6  Настала очередь крутить уровни громкости пока еще на «сухих» треках и выставить баланс и панораму каждого трека как вы считаете нужным.

7  Можно сделать перерыв и послушать сходные проекты из других (уже готовых на CD, коммерческих дисков). Послушайте их через свои мониторы и подготовьте ваши уши к сравнению. Этот этап называется «настройка ушей». Помните, что будущий микс зависит не только от ваших знаний, но и от состояния вашего здоровья и самочувствия, способности  вашего мозга адекватно реагировать на внешние раздражители.

8 Теперь снова пересмотрите микс с новой точки зрения. Он может вас либо воодушевить с мыслью, как здорово все ложится и работы с этой песней  на каких-то полчаса. Но, микс может вас расстроить предвидением сложности в решении технических, или даже сугубо музыкальных проблем. Это нормальная рабочая ситуация.

До панорамирования инструментов проверьте микс на моносовместимость. Проверьте ее снова, после добавления любых эффектов.

Думайте о миксе в трех измерениях: высота, глубина и ширина. Это означает, что в песне должен быть представлен весь частотный диапазон, показана глубина звуков и инструменты расставлены в пространстве. В свою очередь, частотный диапазон зависит от знания частотного диапазона каждого инструмента и правильного выявления НУЖНЫХ ему частотных групп и скрытия ненужных. Глубина звуков достигается, прежде всего, реверберацией и задержками, во вторую очередь применением хоруса и фленджера.  Чистота и ясность звука – вот цели, к которым мы стремимся. Панорамирование — незаменимый прием в их достижении.

*Каждый раз, когда вы разносите кого-то влево или вправо, помните, что не всегда нужно делать изображение слишком широким. Во многих случаях, более эффективным будет диапазон «разброса»   между 9 и 3 часами   панорамы, нежели  центральная или полностью право- или левосторонняя позиция инструмента.

Самые главные элементы микса.

Баланс – громкостные соотношения между участниками микса.

Частотный диапазон – грамотное представление нужных человеческому слуху частот.

Панорама – расположение инструментов в стереополе.

Глубина, объем – присутствие чувства пространства микса.

Динамика – общая огибающая громкости микса.

Оригинальность -  совокупность и комбинация всех перечисленных элементов, плюс музыкальное своеобразие и присутствие впечатляющих эффектов.

Вот -  все, что требуется хорошему миксу.

*В «отдыхающей» музыке,  классической,  джазовый или любой живой записи, возможно  будет достаточны только первые четыре элемента.

*Часто бывает, что аранжировщик и звукорежиссер – один человек. Исходя из этого, просмотрите свою аранжировку на предмет занятых инструментов. Ограничьте количество участников микса до 4, звучащих в одно и то же время. Помните, что выше 5 элементов в миксе – потенциально частотно- конфликтная ситуация.

Уровни в миксе.

Когда вы записываете свои треки, считается оптимальным, когда любой участник изначально записан в максимальной громкости, т.е. под 0 dBfs. С точки зрения цифрового представления, уровни, выше -6 dB полностью заполняют разрядную сетку. Безусловно, кого-то приходится делать тише при микшировании, кто-то потребует повышенной громкости. Но, все инструменты будут отталкиваться от «фундамента» — баса и бас-барабана.  Опыт мирового «миксостроения» показывает, что их уровень в миксе гуляет вокруг -5-6 dB. Когда вы будете их складывать, то в цифровом выражении их пики поднимутся до –3 dB. Дальнейшее  микширование потребует уменьшения их уровня (в пиках) до -6 или -7 dB. Стройте свой микс исходя из последних значений. Иными словами, если фундамент «стоится» на -7 dB, то остальные инструменты нужно выводить по относительной громкости к басу и бас-бочке.

Кроме этого помните, изменение амплитуды сигнала на:

  • 3dB — увеличение мощности сигнала (НЕ громкости!) в два раза;
  • 6dB — возрастание напряжения в два раза;
  • 10dB — увеличение мощности сигнала в 10 раз, а громкости звука — в 2 раза;
  • 20dB-возрастание напряжения в 10, мощности — в 100 раз, громкости – вчетверo;
  • Если о каком-то устройстве известно, что его коэффициент передачи равен 0dB, то это значит, что выходной сигнал в точности равен входному. И ничего более!

Рекомендуется разбить участников микса по относительным уровням громкости. Самый рациональный подход предполагает 6 степеней слышимой громкости. Как правило, этого достаточно для микширования современной популярной песни. Термин «слышимой громкости» не подразумевает четкую градацию по шкале измеряемой в децибелах – речь идет о действительно слышимой человеческим ухом громкости, все это с одной стороны напрямую коррелирует с кривыми равных громкостей таблицы Fletcher-Menson, с другой, присутствие тех или иных гармоник в основном звуке может делать его весьма громким, даже если и его средний уровень одинаков с другими.

Кто может находиться в каждом уровне.

СТЕПЕНЬ СЛЫШИМОЙ ГРОМКОСТИ ИНСТРУМЕНТА
1 2 3 4 5 6
Вокал Бас-гитара Фоновые ритмические инструменты Уровень слышимости эффектов Уровень слышимости эффектов Уровень ощущений
Солирующий инструмент Бас-барабан Пад Хорус Дилэй-эффекты Реверберация на голосе
Бас-барабан в рэпе Рабочий барабан Ритм-гитара Флэнджер
Кульминационные

спецэффекты

Томы (рок-музыка) Перкуссия
Хай-хет (танц. Музыка)

Как вы понимаете, уровни – понятие относительное. Однако, 6 ступеней в громкости микса – количество необходимое и достаточное в его построении.

Непосредственно микширование.

В принципе, все просто, берем каждую дорожку и сопоставляем ее с другими инструментами.

Но важен порядок в этом деле:

  • Барабаны
  • Бас
  • Вокал (ы)

* По другим рекомендациям ведущих аудиоинженеров, голос идет после  барабанов и баса, согласно мнению других,  он стоит предпоследним, перед бэк-вокалом, но я оставил его третьим, и не думаю, что это ошибка. Такое разночтение связано со стилем музыки, которую вам предстоит микшировать. Роковые, блюзовые  композиции предпочтительней сводить в приведенном порядке. В танцевальных песнях к обработке вокала  можно приступить после перкуссии.

  • Основные  поддерживающие инструменты (клавишные или ритм-гитара)
  • Лидирующие инструменты (соло, украшения, заставки)
  • Вспомогательные звуки или инструменты (духовые тутти,  эффекты и т.д)
  • Перкуссия
  • Бэк-вокалы

Снова проверьте, где инструменты молчат и обрежьте все лишнее из трека. Очень удобную функцию в отношении хранения сессии имеет Samplitude Pro. Работая в ее виртуальном проекте (VIP), нужно обрезать все «немые места» в треках. В дальнейшем, программа может сохранить весь проект с учетом «обрезок», что значительно сократит дисковое пространства, занимаемое этим  VIP.

Начинаем балансировать микс.

Прежде всего, стоит отметить, что «укладывание» инструментов напрямую зависит от задуманной аранжировки. Аранжировщик обязан знать, что каждый инструмент должен иметь свой музыкальный диапазон. Если в планы аранжировщика входит исполнение партий двух инструментов, играющих в том же самом музыкальном диапазоне, эти инструменты могут начать борьбу между собой за право владения внимание слушателя, тогда в такой ситуации аранжировка должна быть пересмотрена. А если аранжировщик считает себя  величайшим композитором мирового масштаба и спорить с ним бесполезно, тогда приходится «мирить» конфликтующие инструменты.

Давайте проведем небольшой «ликбез» относительно вооружения аранжировщика в плане музыкальных элементов.

Основа – это ритм, ритмический рисунок песни, во главе с барабанами. Сюда же входит ритм гитара или клавишные, играющие ритмический доржку. Конечно, бас  активный  участник этой группы, исключая  песни, где он рулит «сам по себе», например  джаз-трио.

Пад – подушка микса, не вижу  смысла представлять.

Ритм – может быть мелодическим или ударным. В отличие от основного ритмического рисунка, этот ритм, как правило, идет в разрез с ним, пульсирует, чаще триольно или синкопировано. Исполнителями этой роли могут быть перкуссия, ритм-гитара, арпеджированные линии синтезатора. Все они вносят динамику в микс, разнообразят и оживляют песню.

Солист – это может быть певец  (певица), либо солирующий инструмент.

Заполнения, пригрыши, сбивки – заполняют пространство между солирующим исполнением, противопоставляясь этой линии.

Подробнее о каждом звене микса.

Барабаны

  • барабанный звук должен соответствовать характеру песни
  • звуки барабаны должны быть однородными, согласованными друг с другом, особенно это касается бочки и рабочего барабана
  • барабаны в поп-музыке должны быть по возможности реальными, плотными и жесткими
  • синхронизация барабанов должна быть «свободной», но не асинхронной или аритмичной
  • ведя ритм они должны быть мощными,  но не «высовываться» из микса
  • они не должны быть монотонными по всей песне и иметь разнообразие в динамику и в рисунках
  • обязательно панорамирование, есть два способа его представления: 1) с точки зрения аудитории 2) ушей стучащего барабанщика (как он слышит установку сидя за ней). Но последний вариант применяется реже и реже, т.к. барабаны кажутся слишком разбросанными по панораме
  • рабочий и бас-бочка должны быть  в центре, исключения могут быть только для джазовых проектов. Хет – от 10 до 50% вправо или влево (левша или правша барабанщик)
  • два верних тома (Hi и Mid) разбросаны несколько по сторонам панорамы, напольный том – больше справа или слева.
  • не стоит разводить томы широко по панораме, это отвлекает внимание
  • нужно иметь минимум две разные тарелки разбросанные по панораме на 50-75%
  • если была сделана запись «объема комнаты» (оверхеды), проверьте их на моносовместимость, иногда полезно сузить их по ширине стереополя
  • реальные бочки очень проблематичны для создания нужного звука – это значит, что нужно всегда корректировать их частотный спектр (резать субниза и приподнимать 3-4 kHz, подробнее см. частотный «профиль» бочки) и поправлять динамическую огибающую удара с помощью компрессии. Эквализацию применять лучше после компрессии, но проверьте и обратное
  • на синтетическую бочку можно добавить легкую короткую реверберацию
  • Если   есть время на эксперимент для поиска нового звука, то добавьте короткую (1-5  ms) задержку к бочке. Это может привести к своеобразной интерференции низов и фленджировании более высоких частот. Если добавить положительную (или отрицательную)  обратную связь, то этот эффект может оказаться даже непредсказуемым, впрочем, протестируйте.
  • малый барабан – штука тоже капризная. Традиционная эквализация рабочего предполагает понижение в средних частотах, попробуйте добавить агрессивности к нему, просто добавив низов и верхушек,  оставив средние частоты в покое. (*О реверберации см. соответствующий раздел  – здесь ничего мудреного)
  • Если вы работаете с живыми барабанами – не давайте много верхов на томы, чтобы не путались с медью. Лучше подрезать басы и поднять немного середину.
  • Обратите внимание, что медь лучше реагирует на «отнимающую»  эквализацию, поэтому, достигая светлого звука не стоит добавлять верха – лучше приберите басы и некоторые участки среднего диапазона. Медь не должна звучать агрессивно. Если звук меди кажется коротким, добавьте реверберации, но это хорошо смотрится для  сэмплированных барабанов, а для живых, такой прием может размыть остальные инструменты, которые попадают в микрофоны.
  • Не потеряйте детализацию барабанов (здесь речь идет только о барабанах, а не о перкуссии) – каждый звук должен быть ясно слышимым, даже в тихих песнях и иметь четкое место в панораме, а не размазываться по ней.
  • ревербератор  на бочке и рабочем барабане иногда полезно установить так, когда ОДИН из них звучит в моно (создает  изменяющийся закрытый/открытый стереоэффект  ).
  • гейт на томах может менять стереокартину, контролируйте этот артефакт

Бас

Бас и бас-бочка должны быть одним целым, таково требование большинства популярных композиций. Они должны «трамбовать» песню.

  • Трек баса, как правило, монофонический и сидит точно по центру.
  • Реверберация  противопоказана басу, но иногда стоит дать незаметный и короткий объем  Room алгоритма
  • В песнях балладного типа хорус может помочь создать «романтику» микса
  • Слишком много громких низких частот могут «съедать» динамическое пространство, не давая другим инструментам «вырасти» на этапе мастеринга
  • Подобно большому барабану, многим — если не всем басовым трекам, можно помочь, ВЫРЕЗАЯ низкие частоты, а НЕ повышая их. В контексте целого микса, перевес верхних гармоник, вызванных, сокращением низов, поможет сделать басовый звук более мощным, а не менее мощным, что, казалось бы, ожидалось
  • Внизу должны господствовать только бас и бас-барабан, всех остальных нужно чистить от определенной доли низкочастотного компонента.
  • Если в песне имеется два баса (синтезированный и живой) то стоит отдать предпочтение по низким частотам кому-то одному, и следить за их интерференцией в других частотных диапазонах, вырезая лишнее у кого-то из них
  • живая бас-гитара всегда нуждается в компрессии, если трек баса секвесированный, то компрессию стоит ставить для формирования динамической огибающей. Уплотнить бас можно поставив относительно длинную атаку и короткое время восстановления, но не так коротко, чтобы компрессор не начал отслеживать волновую форму баса и это не привело пампингу в звуке баса.
  • В живой игре бас будет всегда рассинхронизированным с бас-бочкой. Переигрывать партию не имеет смысла, лучше пропустить бас через гейт, в котором сайд-чейн запитать сигналом бочки. Теперь бочка будет управлять синхронизацией, заставляя гейт открываться и давать звучать басу в момент удара. Этот процесс контролируется уровнем gain reduction в гейте
  • бас-барабан в связке с басом (о методах слияния см. в других разделах) должны дополнять друг друга и образуют теперь новый инструмент в миксе
  • очистка живых барабанов с помощью гейта должна быть произведена на стадии записи, а не в процессе микширования

Пады

Песни бываю с падами и без них. Лучше, конечно, с падами в нужных местах, т.к. пады скрепляют микс, дают ему «тело» и могут скрасить огрехи звучания других инструментов.

Пад, по сути – аккордовая последовательность, сыгранная в средне- и низкочастотном диапазоне. Роль пада может выполнять и ритм-гитара, особенно записанная методом двойного трекинга. Пад – основная музыкальная тональность песни, основа для других инструментов, которые должны ладить с ним. Для аллегорического сравнения, представьте, что вы ходите босиком по пушистому персидскому ковру, а потом кто-то убирает этот ковер… приблизительно так должна звучать песня, лишенная пада.

Пад должен быть прозрачным, не грубым и, местами, не слышаться, а чувствоваться в миксе на фоне других инструментов. Пад является структурной поддержкой песни и он не должен быть назойливым и однообразным.

Проверяйте звучание пада в наушниках. Многие клавишные пады звучат чересчур размазано по панораме, поэтому есть смысл сузить их, так, чтобы звук стал «центрее».

Для падов, записанных по методу двойного трекинга, тоже нужно немного сблизить каналы, и таким способом дать  ему немного больше естественного хоруса.

Но если вы хотите, оставить две независимые гитары полностью справа и слева, но получить и середину от них, попробуйте сделать так: отправьте правую гитару на простой и незатейливый хорус, обратно возьмите только «влажный», обработанный сигнал и на 50% перекиньте его влево. Аналогичную операцию проделайте и с левоканальной гитарой, только выход с хоруса направьте справа на те же 50%. Отрегулируйте громкость полученной середины по вкусу.

Если пад записан в моно, пропустите его через стереохорус.

Если в паде у вас участвуют два разноплановых (или одноплановых) тембра (инструмента), попробуйте вместо того, чтобы раскидывать их по каналам, сместить их в центр и пропустить через хороший стереохорус.

Таким образом, пад должен быть широким, но не настолько, чтобы оставить дырку посередине панорамы. Хорус – отличный инструмент в обработке пада, но заметьте, хорус не должен самостоятельно метаться по панораме, тем более беспорядочно. Попробуйте выставить в хорусе небольшую задержку и низкую скорость модуляции и поиграйте с этими параметрами. Кстати, некоторые инструменты, как, например фортепиано не подлежат хорусированию, но если хотите получить расстроенное пианино из американского салуна – дайте ему хорус.

Прибирая в паде  уровень 700-800 Hz, практически полностью убирая низа (до ~250 Hz) и используя гладкие кривые в параметрическом эквалайзере, вы можете получить необходимый прозрачный звук. С высокими частотами пада стоит обращаться осторожно, чтобы не затопить ими микс.

Теперь вы получили барабаны, бас, (голос) и пад – все это должно звучать слаженно.

Когда вы проверили пад, то вы оказываетесь в контрольной точке микширования. Именно здесь нужно сделать перерыв и попить чая. Это важное место в процессе сведения. Этот вариант миксинга нужно сохранить, потому, что когда вы пойдете далее, и будете добавлять все остальное, могут возникнуть ошибки, тогда вы будете знать, куда  можно вернуться и провести ревизию ваших действий после этого.

Для  рабочих станций, базирующихся на PC, стоит сделать отдельный предварительный микс, сбросив туда подготовленные треки – этим вы сэкономите мощность машины и сосредоточите внимание на добавлении других инструментов.

Автор текста: Лукьянченко Владимир

Вы должны быть залогинены для комментирования.