Статьи:

Профиль:

Создание реалистичной сольной партии оркестровых инструментов


Допустим у нас есть качественные синтезаторы оркестровых инструментов. Под термином «качественные» понимается не только сам факт профессиональной записи или моделирования  инструментов, но и возможность управлять характером звучания музыкального инструмента. Обычно, в процессиональных инструментах, для этого создают несколько слоёв, характер воспроизведения которых зависит от Вашей манеры игры и установок синтезатора. На данный момент синтезаторы, с помощью которых можно достигнуть наиболее качественного звучания, являются  таблично-волновыми. Это значит то что вся работа синтезатора заключается в той или иной степени в воспроизведении аудио файлов. Есть синтез звука методом физического моделирования, но по моему личному мнению он ещё достаточно далёк от того чтобы бросить качественный вызов таблично-волновым синтезаторам. Хотя звучание  некоторых типов инструментов, вроде медных духовых, более успешно воссоздаётся с помощью этого метода синтеза звука.  Ну да статья не совсем об этом.

Знакомы ли Вы с нотной грамотой ? В нотной записи, партитуре, даётся указание не только  нот, которые нужно взять в определённый момент времени, но и характер игры: стакатто, легатто, дрожание, пиано и фортепиано (сила извлечения звука). Логично то что хороший синтезатор подразумевает не просто воспроизведение одного ранее записанного звука, — он меняет синтез звука так, как меняется тембр имитируемого инструмента при характерной игре на нём.

Давайте попробуем на практике создать простую мелодию, но с использованием различных типов взятия нот. Именно эти незначительные на первый взгляд штрихи и определяют качественное и правдоподобное звучание инструмента.

Для работы будет использован семплер «Контакт», однако Вы можете использовать и другой синтезатор. Всё что Вам нужно — это иметь качественный оркестровый инструмент с возможностью задания характера звучания имитируемого акустического инструмента. Как видите, в левом нижнем углу семплера имеется отдельный блок управления артикуляцией:

Для начала выберите инструмент, например скрипку, и наиграйте несложную мелодию, которую мы и будем улучшать. Конечно же желательно чтобы у вас имелось внешнее устройство (миди клавиатура или синтезатор), которое поддерживает силу удара, что свойственно почти всем современным сколько-то серьёзным клавишным устройствам. Сила удара традиционно отображается в нижней части редактора миди сообщений (нот).

Стаккато

Стаккато, как меня учила ещё моя первая учительница по музыке, — это когда Вы пробуете достаточно ли нагрелся утюг. Я конечно же спросил у неё что будет если руку быстро не убрать, она сказала мне попробовать это сделать :mrgreen:  .  Так что когда Вы неуверены в том что клавиши Вашего синтезатора достаточно нагрелись — то это стаккато, очень быстрое нажатие и быстрое отпускание.  В режиме миди-нотации стакатто-подобные ноты очень просто определить — они менее продолжительные! Менее прямоугольные :) Для этого Вам достаточно выделить данные ноты и задать им тип «стаккато»!

Легато/держание (сустейн)

Легато — это когда Вы хотите сделать стаккато, но при этом не спали двое суток. При этом на улице очень жарко, а Вы никуда не спешите, потому что Вам лень спешить. Легато — это более размазанный звук, плавный переход от одной ноты к другой. При игре на скрипке реализуется исполнением нескольких нот одним движением смычка. При игре на фортепиано — нажатием на педаль (что при этом происходит внутри — узнайте сами, разобрав инструмент :) ).

В миди нотации же легатто можно определить по длительному держанию ноты:

Итак с длительностью разобрались — теперь самое время приняться за динамику!

Фортепиано

Фортепиано — это игра на инструменте с повышенной силой, акцентирование сильных долей более сильным ударом по звукоизвлекающему резонирующему элементу инструмента. В миди нотации сила нажатия по ноте обычно отображается в отдельном нижнем окне редактора миди нот, рядом вертикальных полосок, также как и цветом самих миди сообщений.

Пиццикато

Пиццикато — это когда на струнном инструменте израют не смычком, а щипком струны, благодаря чему достигается характерный звук, часто представленный отдельным инструментом.

Иногда имеет смысл заменить стаккато другим приёмом игры — пиццикато. Звучание отличается, именно по этому в предыдущем примере пиццикато следовало отдельно. Я удалил некоторые ноты стаккато, так как пиццикато по своей природе используется для подчёркивания сильных долей, также я несколько расширил динамический диапазон этих коротких звуков, в программе FL studio, чтобы не изменять динамику каждой ноты в отдельности, можно воспользоваться инструментом «давления / напряжённость игры» для расширения или сужения динамического диапазона.

Что же касается дополнительных штрихов и других инструментов, то нужно учитывать то что игра на каждом инструменте подразумевает наличие определённых призвуков. При игре на гитаре гитарист скользит рукой по струнам, при игре на пианино пианист ударяет по клавишам и приводит в действия педали. Солирующему инструменту не помешают эти звуки, они добавляют реалистичности.

Послушаем на примере очищенной записи  кларнета:

И записи кларнета с призвуками артикуляции:

Вы должны быть залогинены для комментирования.