Статьи:

Профиль:

Ударные инструменты

Оглавление
Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4

Ударные инструменты — это группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом ( рукой, колотушкой, молоточками и палочками) по поверхности резонирующего тела. Ударные инструменты делятся на два основных подвида:

1) Иструменты с фиксированой высотой звучания.

2) Иструменты без фиксированой высоты звучания.

Если в инструменте резонирует только натянутая мембрана то он относится к мембранофонному подвиду ударных инструментов. Если же в процессе извлечения звука участвует весь инструмент то он относится к Идиофонному подвиду ударных инструментов.

Обзор ударных инструментов.

Ашико ( ashiko )

Ашико

Ашико это западноафриканский барабан, который имеет форму усечённого конуса. Играют на ашико руками. Звук ашико зависит от того, насколько близко к краю (или центру) мембраны нанесён удар.

Баниа ( Banja )

Баньа

Баниа это бенгальский ударный инструмент. Он Представляет из себя односторонний барабан небольших размеров с кожаной мембраной и керамическим корпусом в чашеобразной форме. Звук извлекается ударами пальцев и кисти руки. Употребляется вместе с табла.

Баньгу ( даньпигу )

Бангу

Баньгу это китайский ударный инструмент, который представляет из себя небольшой односторонний барабан. Имеет деревянный корпус в форме чаши и массивные стенки Кожаная мембрана натягивается на выпуклую часть корпуса, закрепляется на ней гвоздиками. Звук извлекается ударами двух палочек (после еды). Изменение высоты звука достигается смещением места удара от центра мембраны к периферии. Во время игры этот инструмент устанавливается на треножнике. Баньгу широко применяется в китайской народной музыке. В театре на нём играет дирижёр, который при помощи этого инструмента подаёт условные сигналы музыкантам оркестра и артистам на сцене.

Бар чаймс ( Bar Chimes )

чай из МС

Бар чаймс это, родственный традиционным азиатским ветряным колокольчикам, самозвучащий ударный музыкальный инструмент. Он был введён в обиход перкуссионистов американским ударником Марком Стивенсом, в честь которого получил оригинальное название Mark Tree, широко распространённое на Западе. В России больше распространено название Bar Chimes. Металлические трубочки разной длины, из которых составлен инструмент, звучат от соприкосновения друг с другом. Музыкант, играющий на бар чаймс проводит по колокольчикам рукой ( или металлической палочкой), приводя их в движение и резонанс. Возможно восходящее и нисходящее звучание. Обычно разница в звучании соседних трубочек равна полутону. Бар чаймс используется для характерного специального эффекта, который встречается в эстрадной музыке, в джазе и современной классической музыке.

Малый барабан (Side Drum ) , иногда снер ( snare )

Малый барабан

Малый барабан в симфоническом оркестре обычно называют «военным», поскольку он наиболее часто выступает в эпизодах воинственного и энергичного характера. Его дробь хорошо подчеркивает ритм музыки, иногда оживляет ее, а иногда вносит ощущение тревоги. Изредка малый барабан может стать даже солистом симфонического оркестра. В «Болеро» Равеля он не умолкает на протяжении всего произведения, четко отбивая ритм испанского танца. Шостакович посчитал необходимым введение в первую часть своей «Седьмой симфонии» трех малых барабанов: они однообразно и зловеще звучат в эпизоде фашистского нашествия. А в «Одиннадцатой симфонии» дробь малого барабана изображает картину расстрела 9 января 1905 г.
В случаях, когда требуется приглушенное звучание, применяется так называемая «сурдина». В качестве таковой служит маленький рычажок, освобождающий струны. Отсутствие столь привычных для малого барабана струн делает его звучание тусклым, вялым и как бы звучащим «октавой ниже». Струны барабана ни в коем случае не заглушаются, но на верхнюю поверхность кожи набрасывается кусок плотной, хотя и не очень толстой ткани. Такой прием приводит к образованию глухой, мрачной и острой звучности, особенно уместной в погребальных шествиях, в театральных сценах казни и в траурной музыке вообще. В р’шпо тканевая сурдина, наоборот, приобретает легкость и стремительность, вполне уместную в каком-нибудь восточном шествии или пляске.
В арсенале истинного барабанщика имеется шесть типов палочек для малого барабана. Для пианиссимо применяются самые тонкие и легкие палочки с крохотными утолщениями на концах в виде маленьких продолговатых орешков. При мощном фортиссимо применяются очень большие и, соответственно, утолщенные палочки.
Малый барабан в составе ударной группы симфонического оркестра установки отдельного микрофона не требует.

Палки берутся в правую и левую руки на расстоянии 8—9 см от конца. В правой руке палка обхватывается большим пальцем с одной стороны, первым суставом указательного и вторым суставом среднего пальца — с другой стороны; безымянный палец и мизинец свободны и несколько согнуты Точкой опоры для палки служит второй сустав среднего пальца.
Ладонь левой руки повернута кверху, безымянный палец и мизинец согнуты; палка лежит на втором суставе безымянного пальца, который и служит ей точкой опоры. Мизинец поддерживает безымянный палец. Большой палец обхватывает палку с другой стороны. Концы указательного и среднего пальцев свободны.

пальцы

Палки держать в руках без напряжения, но так, чтобы они не вращались во время упражнений. Обе руки полусогнуты в локтях и кисти отдалены от туловища на ширину ладони.
Концы палок, как перед ударом, так и после него, находятся над самой серединой барабана, примерно на 2 см от поверхности кожи над кружком, нарисованным в центре барабана. При ударах концы палок не должны выходить за пределы этого кружка.
После удара палкой правой рукой быстро поднять палку левой повыше над барабаном, как бы отбрасывая палку влево, прижав ее больший пальцем, затем так же стремительно и энергично опустить ее на кожу. После ударов концы палок должны отскакивать от кожи на высоту не выше 2 см. Удары надо производить только при помощи предплечий, кистей и пальцев; плечи не принимают участия в движениях; кисть и вся рука не должны быть напряжены. В начале упражнения следует делать по 8—10 ударов подряд каждой рукой. Левую руку надлежит тренировать больше, так как она обычно слабее правой.

«Двойкой» называются попеременные двойные удары правой и левой руками. Все удары должны быть одинаковой силы и следовать один за другим через равные промежутки времени.
Сначала надо играть этим приемом очень медленно и упражняться в этом темпе приблизительно три недели, так как за меньший срок трудно овладеть этим техническим приемом, являющимся основой игры на малом барабане.
Необходимо обратить особое внимание на следующие моменты:
1) чтобы концы палок поднимались быстро и энергично,
2) чтобы палки поднимались прямо над кожей, не уклоняясь в стороны,
3) чтобы концы палок оставались неподвижными после удара,
4) чтобы удары палок приходились на центр кружка, начерченного в середине барабана.
Продолжительность упражнений во избежание переутомления рук не должна быть слишком велика (например, после 5 минут упражнений дать рукам отдых минуты 3).
Переходить к более быстрому темпу можно лишь после основательного усвоения упражнения в медленном движении.

При исполнении «двойки» в медленном темпе палка в левой руке поднимается после второго удара правой. При более быстрой последовательности ударов подъем левой палки приходится на момент второго удара правой. Наконец, в быстром темпе левую палку поднимать в момент первого удара и наоборот.
Из последовательности быстро чередующихся «двоек» образуется барабанная дробь.
Удары правой палкой обозначаются в нотах знаком — 0 над нотой, удары левой — знаком +
Исполнять «двойки» с постепенным ускорением рекомендуется следующим образом:

упражнение

На сильные доли такта приходятся удары палкой правой руки, на слабые — палкой левой руки.
При игре восьмыми, шестнадцатыми и тридцатьвторыми следует чередовать удары правой и левой палками, не ударяя одной палкой два раза подряд, так как это нарушает ровность в чередовании ударов.
Никогда не следует ударять по коже одновременно обеими палками: одновременный удар в двух точках препятствует свободной вибрации кожи, уменьшает силу звука, делает его «тупым».

Упражнения для развития ровности удара:

упражнение

Гимнастические упражнения

Овладение техникой игры на малом барабане требует развитой мускулатуры и гибкости кистей. Поэтому, прежде чем приступить к изучению приемов игры на инструменте, необходимо подготовить руки специальной тренировкой. Систематическое выполнение описанных ниже упражнений способствует эластичности кистей и вырабатывает силу рук.

Рекомендуется взять в левую руку палки, предварительно сложив головки с рукоятками. Руку вытянуть в сторону до уровня плеча. Медленно вращать, поворачивать вытянутую руку влево в плечевом, локтевом суставе и в запястье так, чтобы ладонь пришлась кверху, затем в обратную сторону до того же положения (ладонь кверху). Повторить упражнение 6—8 раз подряд сначала левой, потом правой рукой.

Охватить палки, сложив головки с рукоятками, обеими вытянутыми вперед руками так, чтобы ладони обеих рук были обращены вверх. Сгибать руки в локтевых суставах, приближая палки к подбородку. Повторить 6—8 раз.

Специальное упражнение для безымянного, мизинца и большого пальцев левой руки. Палка кладется на место соединения большого и указательного пальцев на расстоянии 9—10 см от толстого конца и на вторую фалангу полусогнутого безымянного пальца, поддерживаемого мизинцем. Указательный и средний пальцы совершенно свободны. Быстро согнуть безымянный палец и мизинец, коснувшись кончиками ладони. Одновременно согнуть большой палец и нажать им на палку. Привести руку в исходное положение. Повторить упражнение 8—10 раз.

Форшлаг

Форшлаг это вид мелизма, состоящий из одного или нескольких звуков, предваряющих основной звук мелодии В переводе с немецкого означает — преудар.
Форшлаги, состоящие из одной, двух, трех или четырех нот, исполняются за счет предыдущей длительности, причем звучат они слабее, чем следующая главная нота. Для исполнения форшлага из одной ноты надо держать палку в левой руке на расстоянии примерно 2 см от кожи барабана; конец правой палки — на расстоянии 8 см от кожи Таким образом, главная нота, которая, как правило, всегда исполняется правой рукой, прозвучит сильнее форшлага.
форшлаг
Для исполнения форшлага из двух нот правую палку держать на 2 см от кожи, левую — на 5 см. После удара правой палкой последняя поднимается над кожей на 8 см и опускается на кожу после удара левом рукой.
Форшлаг из 3 нот начинается левой рукой, конец левой палки находится на расстоянии примерно 2 см, конец правой на расстоянии 4 см от кожи; перед третьей нотой конец левой палки поднят над кожей на высоту 6 см; конец правой палки — перед главной нотой находится на высоте 8 см от кожи.
Форшлаг из четырех нот начинается с удара правой рукой Конец правой палки на высоте примерно 2 см. левой — на высоте 4 см от кожи. Перед каждым последующим ударом концы палок поднимаются на 4 см.и выше предыдущего своего положения. Перед главной нотой конец правой палки находится па расстоянии 10 см от кожи барабана.

Сила звука в зависимости от месторасположения удара
Предлагается начертить в центре барабана окружность диаметром в 2 см и провести от нее две параллельные линии до самого обруча Площадь между этими линиями разделить на 7 равных частей, перенумеровав их от центра к обручу цифрами 7, 6, 5, 4, 3, 2 и 1. В центре поставить цифру 8 и подписать под каждой цифрой указанные на рисунке нюансы.

сила звука

Звук наибольшем силы получается при ударах в центре кожи. По мере удаления от центра сила звука ослабевает. Если требуется исполнить дробь фортиссимо и затем постепенно ослабить звук до пианиссимо, то дробь нужно начать в середине барабана и постепенно передвигать концы палок от центра к обручу. При движении палочек от центра не следует наклоняться вперед. Обратный переход от пианиссимо до фортиссимо надо начинать, держа концы палок у обруча при вытянутых руках и постепенно, сгибая руки в локтевых суставах, привести концы палочек к центру барабана.

Дробь

Дробь это многократное повторение «двоек» в быстром темпе Если легко ударить палочкой правой руки но коже барабана только кистью и придержать палочку у кожи, то получим ряд мелких ударов. Чтобы «двойка» получилась очень короткой, не следует долго удерживать палочку на коже. «Двойка» только правой руки называется полуоборотом.

дробь

Каждые две ноты, связанные лигой, исполняются «двойками». Вторая нота под лигой называется «отдробком» «Отдробок» самостоятельно не ударяется, а получается как бы рикошетом от первого удара и звучит всегда слабее его.

сравнительная таблица

Дробь исполняется исключительно движением кистей рук. Темп тренировочного упражнения в начале очень медленный — затем его доводят постепенно до максимально быстрого. Первоначально дробь следует исполнять с акцентами на каждую четверть по два оборота, на акцентированные ноты в дроби всегда приходится удар правой руки.

Уход за инструментом
Уход за барабанами (малым и большим) сводится к следующему:
1. Необходимо оберегать инструмент от сырости, так как отсыревшая кожа звучит глухо.
2. Перед игрой кожу надо натягивать винтами равномерно по диагонали.
3. По окончании игры натяжение кожи должно быть ослаблено.
4. Не менее одного раза в месяц смазывать винты машинным маслом.
5. Если необходимо надеть на барабан новую кожу или перетянуть старую, предварительно размачивают ее в воде комнатной температуры. Влажная кожа расстилается на столе гладкой поверхностью вниз, на нее накладывается подобручник и края кожи навертываются на него при помощи специального крючка. На малом барабане на нижнее основание под струны-спиральки рекомендуется ставить более тонкую кожу. Выполнение этих правил служит гарантией продолжительной и безотказной службы инструмента.

Smack пишет:
В современных неакадемических школах НЕчередование рук наоборот, приветствуется, т.к. характер исполнения в этом случае иной. Сыграйте на хай-хете паттерн 16ми с чередованием рук, тогда при ударе по малому на 2 и 4 хет пропускается; при игре без чередования рук «ниточка» 16х на хай-хете не прерывается. Требования по таймингу для неакадемических барабанщиков гораздо жестче, для академических — агогика важнее…

Бойран ( Bodhrán )

бой ран

Бойран это ирландский бубен с диаметром от 20 до 60 см. Глубина его сторон составляет 10-20 см. На бубен с одной стороны натягивается козлиная кожа. Другая сторона сторона открыта для руки исполнителя, который может контролировать высоту и тембр звука. Внутри также могут находиться 1-2 перекладины, но в профессиональных инструментах их обычно нет.

.Большой барабан ( Басс бочка )

Большой барабан

Современный большой оркестровый барабан существует в двух разновидностях. Одна из них — двухсторонняя, принята в военных и джазовых оркестрах. Другая — односторонняя, используется во всех симфонических оркестрах, за исключением Америки.
Считается, что звук барабана не имеет определенной высоты, поэтому записывают его не на нотном стане, а на так называемой «нитке» — одной линейке, на которой отмечен только ритм. Увы, для односторонних барабанов старых конструкций может быть характерна определенная и весьма устойчивая стройность. Современным мастерам, заново рассчитавшим пропорции, инструмента, удалось избавиться от этого неприятного изъяна.
Самое существенное отличие большого барабана, помимо его размера, заключается в том, что он не имеет струн под кожей и звук из него извлекается не палочкой, а большой колотушкой. Колотушка большого барабана состоит из деревянной рукоятки с большим обтянутым волоком шарообразным наконечником. Такая колотушка пригодна для отдельных ударов внушительной, мощности, но для более сложных ритмических рисунков применяется колотушка с двумя наконечниками, из которых один больше, а другой поменьше. При игре на большом барабане в редких случаях могут использоваться разнокалиберные палочки или метелочки, создающие специфическое звучание. Так, современная школа предполагает исполнение дроби палочками от литавр.
Одиночные удары, как правило, приходятся на самую середину кожи большого барабана. Сильные доли такта обычно воспроизводятся ударом колотушки сверху вниз, а слабые, наоборот, — снизу вверх. При исполнении ускоренной последовательности ударов такой способ исполнения заменяете другим. Исполнитель не отводит колотушку ни вверх, ни вниз, а бьет по коже под прямым углом к ее плоскости. Звук от такого удара получается немного суше и острее, но с чрезмерной продолжительностью звучания кожи. Для устранения этого дефекта применяется «сурдина», организуемая мгновенным! наложением всех пальцев левой руки.
Традиционно, о музыкальных инструментах говорят и пишут в превосходных тонах, вскользь упоминая о границах их исполнительских возможностей. Тем интереснее звучит на этом фоне высказывание Берлиоза, «посвященное» традиционному дуэту большого барабана и тарелок: «Применять его во всех оркестровых отрывках оперы, во всех финалах, в ничтожных хорах, в плясках, даже в каватинах — это предел безрассудства, и, чтобы назвать вещи своими именами, — есть попросту музыкальное скотство, тем более, что композиторы такого направления, вообще говоря, не имеют даже для оправдания своих действий вполне самостоятельного, самобытного ритма, который бы они могли считать возможным выставить напоказ и среди побочных — сделать его главенствующим. Нет, ничуть не бывало! Они с поразительной откровенностью отбивают сильные доли каждого такта, они подавляют оркестр, они изничтожают голоса. Нет больше ни мелодии, ни гармонии, ни рисунка, ни, тем более, выразительности. Хорошо, если еще кое-как удерживается тональность! И эти композиторы простодушно полагают, что они сотворили сугубо выразительную инструментовку и сделали нечто превосходное!… Бесполезно добавлять, что большой барабан, примененный в таком роде, почти никогда не выступает без сопровождения тарелок. Можно подумать, что оба эти инструмента в своей основе как будто неразлучны. Более того, в некоторых оркестрах на них играет даже вообще только один-единственный музыкант, что оказывается возможным потому, что одна из тарелок, будучи неподвижно укрепленной на большом барабане, позволяет исполнителю ударять по ней другой, которую он держит в левой руке, тогда как правой свободно действует колотушкой, ударяя ее наконечником по коже большого барабана. Но столь нарочито бережливый образ действий совершенно невыносим. Тарелки, теряя всю свою настоящую звучность, производят только шум, который можно было бы сравнить лишь с треском, возникающим от падения мешка, переполненного старым железным ломом и битым оконным стеклом. Подобное звучание, лишенное подлинного великолепия и блеска, избито и обыденно. И самое большее, на что оно способно — это только заставлять плясать обезьян и сопровождать выступления фокусников, канатных плясунов и пожирателей сабель и змей на многолюдных площадях да самых грязных перекрестках».
Поскольку большой барабан не обладает особой характерностью звука, он применяется преимущественно для поддержки всего оркестра при наивысшей громкости. Кроме того, его удары могут удачно изобразить специфические живописно-иллюстративные эффекты: пушечные выстрелы, гром и тому подобные.
Несмотря на то что звук большого барабана достаточно громкий, и при записи используется только незначительная часть его мощности, установка отдельного микрофона в непосредственной близости от излучающей поверхности помогает сохранить чистоту атаки. Если большой барабан начинает звенеть, либо микрофон, его озвучивающий, выходит за пределы допустимого (воспринимаемого без искажений) звукового давления, к внешней мембране инструмента можно прикрепить глушители — специальные подушечки. В тех эпизодах, когда турецкий барабан не используется, но может создать паразитные резонансы, барабан можно задрапировать, накрыв сложенным в несколько раз чехлом от фортепиано.

Бонанг ( Bonang )

Боинг

Бонанг это индонезийский инструмент, который представляет из себя набор бронзовых гонгов, укреплённых, при помощи шнуров, в горизонтальном положении на деревянной подставке. Каждый гонг имеет в центре выпуклость. Звук извлекается, ударом по этой выпуклости деревянной палочкой, обмотанной на конце хлопчатобумажной тканью. Звук бонанга мягкий и певучий, медленно угасающий. Среди бонангов различают мужские и женские. У первых гонги имеют высокие бортики и более выпуклую поверхность, у вторых они более плоские и низкие. Также среди них различают малые, средние и большие бонанги.

7 комментариевУдарные инструменты

  • SkinWalker

    и снова здраствуйте….можете ли мне помочь?!…вобшем не получаеться у меня прописывать ударные под текст хип-хопа, это связано с слухом или как?!…

  • SkinWalker

    сами биты писать научился, но только случайно получается так, что попадаю…а если умышлено делаю бит, получается бред…

  • SkinWalker

    я работаю на FL 9…

  • corp

    SkinWalker
    Значит пишите текст хип-хопа под ударные. :D

  • SkinWalker

    больше ни как?!…=\

  • corp

    SkinWalker
    понимаете, это страница — часть обзора ударных инструментов, тут не обсуждается как писать хип-хоп и сводить партии и.т.п. Ну что мне Вам ответить ? То что Вы не используете Бойран и Баньгу, а без этих ударных инструментов хип-хоп с битом не свести ? :D
    Есть куда более подходящие страницы для этого вопроса ;) . Также как и есть форум. Надеюсь на Ваше понимание.

Вы должны быть залогинены для комментирования.