Статьи:

Профиль:

Амплитудные преобразования

Оглавление
Обработка звука
Временные преобразования
Частотные преобразования
Амплитудные преобразования
Параллельная компрессия
Другие преобразования

или другими словами динамическая обработка звука.
Возьмите лист бумаги, сомните его в клубок — у него есть выступающие части. А теперь сожмите его ещё больше! Выступающих частей стало меньше, клубок стал более шарообразным! Со звуком во время компрессии происходит тоже самое — выступающие части обрезаются, в следствии чего уменьшается динамический диапазон (разница между самым большим и маленьким значением амплитуды). Вы можете задать вопрос: Какая разница между компрессией и понижением громкости ? При понижении громкости клочок бумаги просто уменьшается в масштабе. При компрессии же он увеличивается в той степени, в которой обрезаются его выступы. В следствии компрессии разница между самым громким и самым тихим звуком уменьшается, музыка звучит в целом громче. Что же теряется при достижении этой громкости ? Широкий динамический диапазон — это когда нота имеет допустим 128 значений громкости. Узкий, когда она имеет допустим 12 значений громкости. Так, допустим в композиции из 1000 нот 20 имеют 128 значение громкости а 30 имеют 127-е значение громкости. При компрессии значение громкости 20 нот приравнивается к 127 и общая громкость повыщается на один пункт. Компрессия позволяет добиться громкости звучания, кроме того она позволяет сделать звук более чётким (при правильных настройках компрессии). Так, например, когда происходит компрессия бас бочки важно начать компрессию не с самого начала а немного позже — чтобы бочка имела характерный «щелчок» в начале (это можно сделать используя параметры компрессии, о которых речь пойдёт позже). В какой степени компрессировать материал — зависит от его стиля и целях автора. Чем больше компрессии — тем меньше дышит музыка. Если Вы стремитесь к написанию коммерческой музыки — без компрессии Вам практически не обойтись.

Компрессия

Компрессор

В компрессоре (Compressor) есть четыре основных параметра обработки звука:

Threshold — компрессор анализирует амплитуду (громкость) поступающего сигнала и начинает работать как только она достишает значения Threshold.

Ratio (коэффициент компрессии) — соотношение входного сигнала к выходному. Например, значение 4:1 означает, что при изменении входного сигнала на 4dB, на выходе мы получим разницу в 1dB.

Attack — задаёт промежуток времени, после истичения которого компрессор начинает работать (время отсчитывается после достижения значения Threshold ).

Release — время спада (восстановления чувствительности эффекта).

Gain — При помощи этого параметра задаётся уровень сигнала на выходе компрессора. Значение задается в децибелах. Необходимо для восстановления того же уровня сигнала после обработки компрессором.

Сигнал до обработки компрессором:

1

Сигнал после обработки компрессором:

2

Сравнить с оригиналом:

Обратите внимание на то что звучание стало более чётким (согласная «к» более выделена).
Прочитать статью «Параллельная компрессия»

Лимиттер (он же максимайзер) же отличается от компрессора тем, что он работает более грубо, срабатывает сразу-же и обрезает всё что выше выставленного значения threshold:

lim

Пример работы лимиттера:

fig

SideChaine

Также достаточно интересным является эффект SideChaine. Разница сайдчейна с компрессором заключается в том, что в сайдчейне параметр Threshold задаётся не громкостью входящего сигнала а наличием сигнала в другом канале. Т.е. У нас есть например бас бочка и бас, с помощью этого эффекта можно их запрограммировать так, чтобы бас звучал когда нет сигнала в канале бас бочки. Также хочу заметить то что кроме амплитудного сандчейна существует частотный сандчейн. Благодаря использованью сандчейна можно добиться не только громкости — но и интересных эффектов!

Экспандер

Экспандер отличается от компрессора тем, что он начинает работать после того как сигнал станет не больше а меньше значения Theshold. Т.е. после того как уровень сигнала преодолевает этот уровень — под действием экспандера он становится ещё меньше (как долго ? зависит от параметра Release). С помощью экспандера удобно вырезать из записи нежелательные шумы, однако это требует хорошей настройки параметров обработки а иногда и ручного управления. Лично я не встречал частотных экспандеров, а ведь это могло бы заметно улучшить качество его работы (экспандер продолжает работать до того как в оригинальном сигнале появляются определённые частоты).

Прослушать действие эффекта:

Модуляция

Амплитудная модуляция — это вид модуляции, при которой изменяемым параметром является амплитуда. Т.е. звук дрожит с заданной периодичностью и амплитудой (в случае большого значения называется риппером).

mod

Главными варьируемыми параметрами являются:
Initial delay — начальная задержка входного сигнала.
Modulation freq (speed) — частота модуляции.
Delay modulation — глубина циклической модуляции.
Amplitude modulation — модуляции амплитуды сигнала.
Feedback — относительная величина обратной связи.

Сравнить с оригиналом:

В звуковых редакторах (Cool edit (adobe audition), Sound forge) доступны дополнительные способы обработки звука так как он находится в уже записанном виде. Reverse — обернуть звук по времени, Inverse — обернуть звук по фазе(ось y), Fade In — плавное вступление, Fade Out — плавное отступление, Normalize — задание максимально возможного значения амплитуды(все отсчёты умножаются на определённое число). Также в звуковых редакторах можно изменять структуру звуков путём удаления, добавления, перемещения их отдельных частей.

Компрессия более подробно рассмотрена в разделе «Звукорежиссура».

5 комментариевАмплитудные преобразования

  • Миша

    Весьма интересно, буду следить за развитием проекта. Удачи!

  • iBrom

    отличный проект. Спасибо =) ты не против, если я буду писать в коментах орф. ошибки, которые найду? чтобы не было мусора — коменты смело удаляй… про запятые писать не буду, т.к. это будут телеги, да и все мы этим грешим =)

    П.С. проект — супер. так и хочется выкачать весь сайт в .chm, чтобы не дай бог вся эта полезная инфа не исчезла навсегда. Но проект развивается и постоянно появляются новые материалы. Так держать!

    Итак:
    -счелчок = щелчок
    -Relise = Release
    -Normalise = Normalize

  • corpuscul

    iBrom
    Большое спасибо! «щелчок» — замотал на ус!

  • Олег

    на рисунке с компрессией, раз уж о ней говорите пишите ratio 2:1 а не 1:2

  • corpuscul

    Исправлено.